Сосед Тургенева по имению, вальяжный помещик Аркадий Павлыч Пеночкин, малообразован, но умеет пускать пыль в глаза. Говорит он голосом мягким и приятным, с расстановкой. Дома у Пеночкина камердинеры в голубых ливреях, всё устроено на английский манер. Но за малейшую провинность барин велит своих слуг сечь. (См. полный текст рассказа. См. краткое содержание всех «Записок охотника» целиком.)

 

Тургенев. Бурмистр. Очень краткое содержание для читательского дневника. Слушать аудиокнигу

 

Однажды Пеночкин завозит Тургенева в свою отдалённую деревню Шипиловку. По пути он хвалится, что назначенный им туда бурмистр Софрон – «умная голова», почти «государственный человек». Со времени управления им деревни за тамошними крестьянами не водится ни гроша недоимки.

Шипиловские крестьяне, завидев въехавшего барина, прекращают уличные разговоры и уходят в избы. Пеночкина подобострастно встречают жена и здоровенный сын бурмистра. Прибегает и сам Софрон, рассыпаясь в лести перед «благодетелем»-барином почти не со слезами на глазах.

Тургенев и Пеночкин в сопровождении Софрона идут осматривать деревню. Тургеневу вновь бросаются в глаза угрюмые лица мужиков. Выходя из сарая после осмотра недавно купленной веялки, они вдруг видят двух стоящих на коленях у грязной лужи крестьян – пожилого и молодого.

Эти двое собираются о чём-то просить помещика. Пеночкин недовольно хмурится, но подходит к ним. Заговаривает он очень грубо. Пожилой крестьянин, назвавшись Антипом, жалуется: бурмистр Софрон и так уже сдал двоих его сыновей вне очереди в рекруты, а теперь забирает и третьего – того, который стоит на коленях рядом. И последнюю корову вчера со двора свёл.

Софрон, оправдываясь, говорит, что Антип пьян. Пеночкин начинает кричать на Антипа, называет его бунтовщиком, поворачивается и уходит домой. Вскоре на охоте знакомый мужик Анпадист рассказывает Тургеневу: бурмистр Софрон распоряжается в Шипиловке как жестокий и жадный разоритель, превратил односельчан в батраков, бьёт их, а сам богатеет. Барину на него жаловаться бесполезно: Пеночкин доволен, что с деревни нет недоимок, а ничего другого ему и не надо.