В 1826 году княгиня Екатерина Трубецкая, жена князя Сергея Трубецкого, первой из супруг декабристов добилась разрешения последовать за сосланным мужем в Сибирь. Старый отец-граф со слезами провожал её из Петербурга.

 

Некрасов. Русские женщины. Княгиня Трубецкая. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

До Тюмени Екатерина Ивановна ехала двадцать дней. В пути перед её мысленным взором представали счастливое детство и молодость, роскошные балы в доме родителей, свадебное путешествие с Сергеем по Италии.

Сейчас, в трудной дороге, княгиня видела перед собой бедный и суровый край, где на сотни вёрст едва располагался один город. Екатерина Ивановна понимала, что вернуться в блистательную столицу ей вряд ли придётся, и она, скорее всего, обречена умереть в морозной Сибири. Переезд был не только утомителен, но и опасен. Путники слышали вблизи вой волков, рёв ветра на Енисее, видели вдалеке диких инородцев.

От Тюмени до Иркутска Трубецкая ехала ещё более месяца. Иркутский губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание любым способом уговорить её вернуться назад. Он стал напоминать Екатерине Ивановне про её долг не оставлять одиноким старого отца, но она ответила, что в её участии сильнее нуждается страдающий на каторге муж. Цейдлер начал говорить княгине, что жить ей придётся не вдвоём с мужем, а в общей казарме, среди преступных и жестоких каторжников, что перед выездом от неё потребуют отказаться от дворянских прав, а к пункту назначения она последует не на лошадях, а пешком, вместе с осуждёнными мужчинами. «Иду! Мне всё равно!» – объявила Трубецкая, и губернатор, прослезившись, признался: его угрозы были обманом, на который он пошёл по распоряжению царя.