Мария Николаевна, будущая жена декабриста Сергея Волконского, родилась под Киевом и была дочерью генерала Раевского, знаменитого героя войны 1812 года. В юности Маша всегда становилась первой красавицей на балах, которые устраивал её отец, покоряя съезжавшихся на них храбрых гусаров и уланов.

 

Некрасов. Русские женщины. Княгиня Волконская. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

Когда Маше исполнилось восемнадцать, отец нашёл ей жениха – Сергея Волконского, отличившегося в заграничном походе русской армии и раненого в «битве народов» под Лейпцигом. Сергей был на 15 лет старше невесты. Она мало знала его, но покорилась воле отца. Вскоре Мария Николаевна забеременела.

Роды были таким трудными, что она два месяца проболела, а после выздоровления узнала: Сергей арестован за участие в декабристском восстании. Его приговорили к ссылке в Сибирь. Маша сразу решила ехать за ним. Перед отправкой Сергея на каторгу в Петропавловской крепости состоялось свидание между ними.

Отец умолял Машу остаться дома. Маша много молилась наедине. Лицо изнурённого тюрьмой мужа постоянно стояло перед нею, хотя брак их был недолгим, и она не успела горячо его полюбить. Мария Николаевна получила письмо от царя Николая I. Он восхищался её самоотверженностью и разрешал ехать к супругу.

В пути Маша остановилась в Москве у сестры Зинаиды, чей дом в эти дни посетили многие местные аристократы и известные люди. Приходил и Пушкин. Мария Николаевна была давно знакома с ним, и одно время великий поэт казался даже в неё влюблённым. О Волконской Пушкин упоминает в «Евгении Онегине». Во время этой последней московской встречи печальный стихотворец благословил её на великий подвиг супружеской верности.

По дороге княгине уже вскоре после Казани пришлось провести ночь в сторожке лесников, чья дверь была придавлена камнями от медведей. В Нерчинске Волконская догнала княгиню Трубецкую, и они вдвоём продолжали путь к месту каторги мужей.

Доехав, Мария Николаевна сама отправилась к руднику, где Сергей отбывал приговор. Сердобольный часовой пропустил её туда. Мимо ям и провалов она добежала до шахты, где работали декабристы. Они толпой бросились к ней. Подошёл и Сергей с оковами на руках. Опустившись на колени, княгиня приложила оковы к губам – и от этой драматической сцены все в руднике замерли.