Повесть «Котлован» написана в типичном для Андрея Платонова стиле, с элементами сюрреализма, символизма и своеобразного «чёрного юмора». Она даёт картину эпохи сталинской индустриализации и коллективизации. (См. также более подробное содержание «Котлована» по главам.)

 

Платонов. Котлован. Краткий пересказ для читательского дневника. Слушать аудиокнигу

 

Рабочего Вощёва в день 30-летия увольняют с завода: он стал часто задумываться о смысле жизни прямо на рабочем месте, и снизил производительность труда. Потеряв работу, Вощёв идёт в пивную, а потом – на окраину соседнего города, где ночью ложится спать в траву на пустыре. Но вскоре его будит пришедший косарь и отправляет досыпать в соседний барак, где ночуют землекопы.

В городе повсюду идёт стройка. Важнейшим объектом является огромный котлован для возведения «общепролетарского дома» – гигантского здания, куда планируется переселить весь местный рабочий класс. Этот котлован у Платонова – символ индустриализации первой пятилетки.

Утром землекопы просыпаются в бараке и приступают к рытью котлована на тот самом пустыре, где ночью лежал Вощёв. Он тоже присоединяется к ним. Вощёв знакомится с членами своей новой артели: её вожаком – искренним, но недалёким Сафроновым, трудягой-силачом Чиклиным, слабаком и кляузником Козловым, которого товарищи недолюбливают. Вокруг работяг ездит на тележке безногий инвалид Жачев.

Проект котлована разработал инженер Прушевский, который мечтает через 10 или 20 лет воздвигнуть в середине мира башню, где поселятся трудящиеся всей земли. Однако Прушевский, как и любой интеллигент, мучается сомнениями: приведёт ли рост производства к одновременному увеличению добавочного продукта души?

Приехавший к котловану профсоюзный босс Пашкин указывает, что темп рытья слишком тих для социализма. Землекоп Чиклин обследует соседний овраг и приходит к выводу, что котлован надо было начать рыть там: овраг пришлось бы лишь слегка расширить.

Вечером Вощёв тоскует: его надежда обрести смысл жизни в неустанном труде на котловане не исполнилась. Чиклин же вспоминает, как однажды, до революции, его вдруг поцеловала дочь хозяина кафельно-изразцового завода, где он тогда работал. Через несколько дней он идёт на тот самый завод, который теперь заброшен. Чиклин вдруг обнаруживает внутри скрытую комнату, где лежит умирающая женщина с маленькой дочкой, которая водит матери коркой лимона по губам. Чиклин узнаёт в женщине ту самую дочь прежнего хозяина. Она умирает у него на глазах, наставляя малышку никому не рассказывать о своём буржуазном происхождении. Эту девочку, Настю, Чиклин уносит с собой в рабочий барак, где она быстро становится предметом всеобщей любви. В повести Платонова Настя – символ счастливого будущего.

Бригадир землекопов Сафронов призывает «бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы». Профсоюзный вождь Пашкин по собственной инициативе решает увеличить размер котлована в 6 раз. Козлов, не желая тяжко трудиться, тоже пробивается в «общественники», ездит с Пашкиным в автомобиле и ругает рабочих «оппортунистами на практике» за «низкий темп труда».

Тем временем помимо индустриализации начинается коллективизация крестьян. Козлова и Сафронова посылают создавать колхоз в соседней деревне, но их убивают там «кулаки». Вместо них в деревню выезжают Чиклин с Вощёвым, присоединяясь к местному сельскому Активисту.

«Организационный Двор» на краю деревни полон арестованных. Крестьяне видят в колхозе конец света. Некоторые из них ложатся в заранее приготовленные гробы и стараются сами собой умереть.

По указанию Активиста строят плот, на котором местные «кулаки» будут отправлены по речке в море. Активист собирает на «Организационном Дворе» всех жителей и требует от них «перестать стоять между капитализмом и коммунизмом», то есть – вступить в колхоз. Народ просит последнюю ночь отсрочки, но Активист соглашается ждать лишь до конца постройки плота: все, кто не пойдёт в колхоз, поплывут на нём в океан.

По деревне поднимаются плач и стенания. Перед вступлением в колхоз крестьяне прощаются друг с другом, как перед смертью – целуясь, обнимаясь и отпуская друг другу взаимные грехи.

В новый колхоз приезжают Прушевский, направленный туда как «кадр культурной революции», и инвалид Жачев с Настей, которая в городе успела походить в советский детсад и теперь требует «ликвидировать кулака как класс».

Чиклин узнаёт, что какой-то угнетённый батрак в деревне всю жизнь смолоду почти задарма работает по местным дворам и в кузнице. Этот батрак оказывается лесным медведем, который умеет раздувать меха и бить молотом по наковальне. Медведь помогает Чиклину выявлять местных кулаков. Подходя к их избам, он яростно рычит – и Чиклин тут же заходит в избу раскулачивать. Один кулак, улыбаясь, пророчит, что сегодня рабочие «ликвидировали» его, а завтра так же «ликвидируют» их – и «в социализм придет один ваш главный человек». Согнанных на плот кулаков сплавляют в реку и, по течению, в море.

Активист выставляет на крыльцо Оргдома рупор радио, и весь колхоз под марш великого похода до полуночи топчется на месте. Сердобольный мечтатель Вощёв собирает по деревне в мешок всякий сиротливо лежащий хлам, жалея никому не нужные предметы, как одиноких, забытых людей. Активист деловито приходует хлам из его мешка в колхозную собственность и под роспись выдаёт его маленькой Насте в качестве игрушек.

Батрак-медведь, увидев, что на плетень повесили красный революционный лозунг: «За партию, за верность ей, за ударный труд, пробивающий пролетариату двери в будущее», начинает «бузовать» в кузнице молотом по железу с таким энтузиазмом, что его не могут остановить. Неутомимый работяга Чиклин бросается помогать ему. Чиклин с Медведем крушат железо, как врага жизни, и закаляют его неправильно – подковы и зубья для борон получаются ломкими. Но в запале трудового пролетарского порыва кующие не замечают этого.

Простудившись во время колхозного топтания на месте под марш, Настя тяжело заболевает. В деревню привозят директивы из района. Одна из них сурово обвиняет Активиста: он забежал в левацкое болото правого оппортунизма и поэтому есть вредитель партии и должен быть снят с руководства. Поняв, что ему уже никогда не занять районный пост, Активист сразу теряет желание служить народным массам. Он даже пытается снять с больной Насти свой пиджак, которым её накрыли, но падает мёртвым от удара могучей, как кувалда, руки Чиклина. Новым главой колхоза избирают Вощёва.

Чиклин и Прушевский возвращаются в город, унося с собой Настю. Котлован уже занесло снегом, а их барак стоит пустым. Настя вскоре умирает. Чиклин, стараясь заглушить в себе тоску по девочке, всю ночь роет вглубь заснеженный котлован. Он выдалбливает для Насти могилу в камне и бережно хоронит её, накрыв гранитной плитой. Эта финальная сцена олицетворяет у Платонова крах упований на новую, светлую жизнь.

 

© Авторское право на эту статью принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Любые виды её копирования и воспроизведения без согласия правообладателя запрещены!