В очерке «Человек на часах» Николай Лесков рассказывает не выдуманную, а происшедшую вправду историю, которая «едва ли возможна где-нибудь, кроме России». (См. более подробное содержание этого рассказа по главам.)

 

Лесков. Человек на часах. Очень краткий пересказ для читательского дневника. Слушать аудиокнигу

 

Зимой 1839 года в карауле перед петербургским Зимним дворцом, где ночевал царь Николай I, стоял рядовой Постников. В темноте он услышал с Невы вопли человека, который попал в полынью и тонул. По уставу часовой не смел покидать караульной будки под страхом военного суда и каторги. Но жалостливый Постников бросился к реке, решив: «Авось, не увидят».

Он вытащил тонувшего. К несчастью как раз в этот момент на набережной показались сани с офицером инвалидной команды. Тот обругал Постникова, подхватил спасенного к себе в сани и покатил с ним в полицейский участок, где заявил, что лично вытащил человека из реки. Офицер надеялся получить медаль «за спасение погибавших».

Во дворцовой же караульне знали лишь, что Постников, спасая человека, бросил будку, и это видел проезжавший мимо инвалидный офицер, который, скорее всего, доложит о проступке часового наверх. Командир караула, подполковник Свиньин, велел отправить Постникова под арест. Ища способа скрыть происшествие от государя, Свиньин тут же, среди ночи, отправился к обер-полицеймейстеру Кокошкину, думая, что инвалидный офицер уже обо всём тому доложил.

Кокошкин вызвал инвалидного офицера из полиции к себе и быстро понял, что тот в своих целях никому не рассказывал о часовом. Сам тонувший от страха и холода не помнил, кто именно его спас. Узнав всё это, Кокошкин решил замять дело и сказал Свиньину, что он может спать спокойно.

Но Свиньин опасался, что происшествие всё же может как-нибудь всплыть, и решил «на всякий случай оградить себя». Он велел наказать Постникова двумя стами розог. Жестоко высеченного Постникова Свиньин потом навестил в лазарете, где дал ему фунт сахару и четверть фунта чаю. Постников был даже рад, ибо ожидал не розог, а каторги.

Позже Свиньин откровенно поведал обо всём этом петербургскому церковному владыке. Подполковника мучила совесть за наказание солдата, который самоотверженно спасал ближнего, понимая, что может погубить самого себя.

Но владыка спокойно ответил, что розги только полезны простолюдинам, и настоятельно просил, чтобы Свиньин никому не рассказывал, как сообщил ему о недонесении государю «полной истины».

Лесков выражает восхищение честными и прямыми людьми, которые любят добро для самого добра и не ожидают никаких наград за него. К таким людям относится и смиренный, терпеливый герой его рассказа – Постников.