Горький «Детство», глава 1 – краткое содержание

Отец мой, рассказывает Максим Горький, умер совсем молодым от холеры. При вести об этом к нам в Астрахань из Нижнего Новгорода приехала бабушка, которую я доселе не видывал. Бабушка, очень добрая, светилась через глаза весёлым и тёплым светом и разговаривала как-то особенно, нараспев. Она знала много диковинных сказок.

 

Горький. Детство. Краткий пересказ. Слушать аудиокнигу

 

Посреди похоронных хлопот у моей матери Варвары вдруг начались роды. Прямо у лежавшего на полу отцовского тела она родила мальчика.

Отца похоронили. Через несколько дней я, бабушка и мать поплыли на пароходе в Нижний, к деду, отцу матери. По пути новорожденный брат мой Максим умер.

См. также более подробные содержания каждой из глав «Детства» в отдельности: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

В Нижнем нас встретила толпа родственников. Впереди всех шёл небольшой сухонький старичок, с рыжей бородкой, птичьим носом и зелёными глазками. Это был мой дед Василий Каширин. Мне он сразу не понравился.

Нас привели в приземистый одноэтажный дом, чей двор был завешан огромными мокрыми тряпками и заставлен чанами с разноцветной водою. Дед мой был красильщиком. Красильная мастерская находилась прямо у него в доме.

 

Горький «Детство», глава 2 – краткое содержание

Мы приехали как раз в те дни, когда братья матери, мои дяди Михаил и Яков, требовали у деда раздела имущества. Они не хотели отдавать моей матери приданое, когда-то назначенное ей, но удержанное дедом, потому что она вышла замуж, против его воли. Дядья хотели разделить это приданое между собой. Но и друг с другом они враждовали – и не раз дрались в дедовом доме прямо за обеденным столом.

Вскоре я успел провиниться: из любопытства сунул в чан с синей краской белую праздничную скатерть. В субботу меня привели на кухню: оказалось, что в этот день дед сёк там розгами детей за их недельные шалости.

Он начал с наслаждением хлестать розгами Сашу, сына дяди Якова, а потом схватил меня. Я стал дергать деда за бороду, укусил ему палец. Рассвирепев, он засёк меня до потери сознания. Несколько дней я хворал, валяясь на постели. Дед явился ко мне с гостинцами, оправдываясь:

– Разгорячился я очень; укусил ты меня, ну, я и рассердился! А ты знаёшь, Алёша, как меня самого обижали?

И рассказал, как в молодости был бурлаком и, таская на бечеве корабли, трижды Волгу вымерял ногами от Рыбинска до Астрахани.

 

Горький «Детство», глава 3 – краткое содержание

Я сдружился с жившим в семье Ванькой Цыганком, парнем бойким и весёлым. Работящего Ваньку в доме уважали за его золотые руки. Когда-то его младенцем подкинули к воротам дома, и бабушка уговорила деда взять подкидыша вместо сына.

По вечерам, когда дед и дядя Михаил уходили в гости, бабушка устраивала чай с закуской и водкой. Дядя Яков на таких посиделках играл на гитаре, а Цыганок выходил на середину кухни и зажигательно плясал. К нему присоединялась и бабушка. Он ходил кругом неё вприсядку, а она как бы плавала по воздуху.

В базарные дни Цыганок запрягал в сани мерина Шарапа и ехал на рынок за провизией. Но там он больше не покупал, а подворовывал и всегда возвращался с возом, набитым птицей, рыбой и огромными кусками мяса. Дед и дядья это воровство одобряли.

Цыганок вскоре погиб: зимой он и дядья понесли огромный деревянный крест на могилу жены дяди Якова. Дядья поставили Цыганка под тяжелый комель креста, а сами стали под крылья.

По пути Ванька споткнулся, дядья бросили крылья, чтобы не покалечиться, и крест задавил Цыганка.

 

Горький «Детство», глава 4 – краткое содержание

Бабушка любила молиться перед сном. Её Бог был очень добрым и близким. Она рассказывала мне, как он сидит на холме, среди рая, а около него летают ангелы. Бабушка сильно боялась тараканов, но проявила недюжинную храбрость при начавшемся вскоре у нас пожаре.

Поздним вечером наша мастерская загорелась. Все заметались по дому, а бабушка одна бросилась в огонь и вынесла из него ведёрную бутыль купоросного масла, которая могла взорваться. От огня обезумел наш мерин Шарап. Бабушка кинулась под ноги взвившегося коня и успокоила его. На пожаре она сильно обожгла руки.

Огонь залили. Но той же ночью от испуга стала рожать жена дяди Михаила, Наталья, которую он постоянно бил. От этих родов она умерла.

 

Горький «Детство», глава 5 – краткое содержание

К весне семья разделилась; дядя Яков остался в городе, Михаил уехал за реку, а дед купил себе большой дом с садом. Весь нижний этаж дома занимал приносивший деду доход кабак. Деньги шли и от квартирантов, которыми дед набил почти все комнаты. Меня с бабушкой он поселил на чердаке.

Моя мать Варвара стала жить где-то отдельно. Гордая, строгая, она редко появлялась у нас.

Бабушка рассказала мне, как она тоже росла в детстве без отца, с увечной, неспособной работать матерью. Пропитание они добывали, прося милостыню. Когда бабушка подросла, она стала зарабатывать плетением кружев. Тут и высмотрела её мать деда и сговорила замуж за сына.

Дед начал учить меня грамоте, радуясь моим быстрым успехам в учении. Пройдя грамоту, я перешёл к чтению Псалтыри.

Дед всё время сетовал на то, что дети его выросли неудачными и ненадёжными.

 

Горький «Детство», глава 6 – краткое содержание

Дядья Михаил и Яков продолжали зариться на приданое моей матери. Хитрый дядя Яков подпаивал дядю Михаила, и тот каждое воскресенье приходил во хмелю буянить к нашему дому, кидал булыжники в окна, подсылал дружков дёргать кусты малины и смородины в саду.

Наши семейные свары стали потехой всей улицы. Раз Михаил с толстым колом, ломился к нам в дверь. Бабушка, умоляя его, высунула руку в маленькое окошко у двери. Михаил ударил мать колом по руке и сломал её.

 

Горький «Детство», глава 7 – краткое содержание

У деда был один – Бог, страшный и грозный, а у бабушки – другой, милостивый и заботливый. Эта разница была видна даже в том, как они молились. Глядя на церковную службу, я думал, что священник и дьячок молятся дедову Богу, а певчие всегда поют бабушкину. Бог бабушки, милый друг всему живому, был самым лучшим и светлым из всего, что окружало меня.

Уличные мальчишки, ненавидя деда, не любили и меня. Я часто дрался с ними. Меня возмущали их издевательства над собаками, кошками, петухами и над нищим блаженным Игошей Смерть в Кармане, которому безжалостная ребятня швыряла камнями в спину.

 

Горький «Детство», глава 8 – краткое содержание

Дед вдруг продал дом и купил другой, где тоже поселил много квартирантов. Среди этих жильцов мне особенно интересен был тот, который, когда его звали обедать, неизменно отвечал: «Хорошее дело». Его так и прозвали – Хорошим Делом. В своей комнате он постоянно плавил и паял куски меди, свинца и железа, смешивал их с какими-то жидкостями, что-то отмечал и записывал.

Он был беден. Никто в доме не любил Хорошее Дело. Его считали едва ли не чернокнижником, колдуном и фальшивомонетчиком. Он был замкнут и неразговорчив, но раз взволновался почти до слёз, когда бабушка рассказала на кухне сказку про злого воеводу Гордиона, который послал Ивана-воина убить отшельника Мирона, всегда стоявшего за правду. Иван был наказан Богом за то, что злого приказу слушался и за чужую совесть прятался. Хорошее Дело сказал, что прятки за чужую совесть – это страшно русское.

Я подружился с Хорошим Делом и стал ходить к нему в комнату. Деду и даже бабушке это сильно не нравилось. Хорошее Дело выжили из дому.

– Чужой я им – понимаешь? – сказал он мне, уезжая. – За это и гонят. Я не такой, как они...

 

Горький «Детство», глава 9 – краткое содержание

С нашим домом соседствовали дома барина Бетленга и полковника Овсянникова. В семью Бетленгов к красивым барыням ходили офицеры, студенты, там всегда смеялись, играла музыка. Дом же Овсянникова был таким тихим, что дед считал его обитателей еретиками.

На дворе Овсянниковых каждый день резвились трое мальчиков-братьев. Я очень хотел с ними познакомиться. Раз они на моих глазах принялись играть в прятки. Младший брат хотел спрятаться в срубе колодца, но упал в него вместе с ведром.

Я бросился на помощь и вместе с двумя другими мальчиками вытащил упавшего. Братья рассказали, что в доме их держат строго: у них злая мачеха. Мы познакомились, но вскоре нас заметил вышедший из их дома старик-полковник. Он прогнал меня и запретил впредь общаться с его детьми.

Среди квартирантов нашего дома был неприятный извозчик, дядя Пётр. Зимой к нам нагрянула полиция, сказав, что Пётр – не тот, за кого себя выдаёт, а грабитель церквей. Петра нашли мёртвым в снегу у забора. Он покончил с собой ударом ножа.

 

Горький «Детство», глава 10 – краткое содержание

Зимой к нам внезапно вернулась моя мать. Она родила ещё одного ребёнка и отдала его кому-то. Дед сильно ругал её, вновь сетовал на своих детей и пророчил, что умирать им с бабушкой придётся нищими.

Мать стала настойчиво учить меня грамоте, заставляла запоминать стихи и проходить арифметику.

Дед хотел подыскать матери мужа, хотя она резко противилась этому. Дед начал приглашать к нам гостей. Часто приходил дядя Яков с гитарой. Он стал возить с собой тихого, кривого и лысого часовых дел мастера. Лицо этого неприятного часовщика было как будто жидкое; если он улыбался, толстые губы его съезжали на правую щёку, и нос тоже ездил, как пельмень по тарелке.

Раз он явился свататься к матери. Дед настаивал, чтобы мать вышла к часовщику, но она твёрдо отказалась. Часовщик ушёл ни с чем.

 

Горький «Детство», глава 11 – краткое содержание

Мать стала сама приглашать к себе гостей. Часто к ней приходили братья Максимовы, с которыми она познакомились через дом Бетленгов. Братьев было двое: мощный офицер Пётр и высокий, тонконогий Евгений, вежливый и вкрадчивый.

Мать отвела меня и Сашу, сына дяди Михайла, в школу. Но Саша ходить туда отказывался, а у меня вскоре началась оспа, от которой месяца на три отнялись ноги.

Бабушка, ухаживая за мной, рассказала мне историю моего умершего отца Максима. Он родился в Сибири, но рано осиротел, стал бродяжить, шестнадцати лет пришёл в Нижний Новгород, где отлично выучился ремеслу краснодеревщика и обойщика.

Его мастерская была рядом с домами деда, и отец через забор познакомился с моей матерью. Однажды он и мать подошли к бабушке в саду и повалились ей в ноги, прося разрешения обвенчаться. Дед не согласился бы на это: очень богатый тогда, он рассчитывал выдать мою мать за дворянина. Но бабушка помогла устроить венчание втайне от деда.

Тот всё же узнал про венчание, бросился в церковь, но опоздал: венчание уже совершилось. Вначале матери с отцом пришлось жить отдельно. Однако потом дед оттаял и позволил им поселиться у себя. Вскоре родился я.

Дяди Михаил и Яков отца ненавидели. Раз зимним вечером они заманили его на глухой Дюков пруд и столкнули в прорубь. Отец еле выбрался и уехал с матерью в Астрахань.

Во время болезни я узнал от бабушки, что дед разорился дотла – дал одному барину большущие деньги, а барин обанкрутился!

 

Горький «Детство», глава 12 – краткое содержание

Выздоровев, я узнал, что мать выходит замуж за Евгения Максимова. Она надеялась, что он, образованный дворянин, будет мне хорошим отцом, а потом я и сам поступлю в гимназию и университет.

Однако бабушка с дедом не верили, что новый брак матери будет удачным. Мне лицемерный Максимов очень не нравился.

Осенью дед продал дом – деньги были нужны на приданое матери. Незадолго до продажи, дед угрюмо объявил бабушке, что не будет больше её кормить, пусть она добывает пропитание сама. Бабушка отнеслась к этим словам совершенно спокойно, точно давно знала, что они будут сказаны.

Обедневший дед снял две комнатки в подвале старого дома, в тупике. Вскоре после того как мы с дедом и бабушкой переехали туда, явилась взволнованная мать с отчимом.

Отчим стал рассказывать, что всё их с матерью имущество сгорело в пожаре. Но дед бросился на него с руганью: он уже знал, что пожара не было, а отчим проиграл всё в карты.

Мы с матерью, отчимом и бабушкой переехали за город, в Сормово, в бедный дом, рядом с большим сормовским заводом. Дед остался в городе, поселившись в тесной комнате близ кладбища.

Отчим был строг со мной, неразговорчив с беременной матерью. Рабочим на заводе вместо денег платили записками на получение провизии в заводской лавке. Отчим скупал у них эти записки деньгами за полцены. За обман рабочих он лишился места на заводе и устроился кассиром на вокзал.

Однажды я взял рубль, который лежал в одной из книг отчима, и купил на него два томика сказок Андерсена, белого хлеба и колбасы. Отчим рассказал сослуживцам о том, что я украл рубль. Слухи об этом дошли до школы, и меня там стали звать вором. Мать горько плакала.

Её первый сын от Максимова, Саша, быстро умер. За ним родился второй ребёнок – Николай. У отчима появилась другая женщина. Из-за неё они однажды сильно поссорились с матерью. Отчим пнул мать в грудь ногой. Я схватил со стола хлебный нож и ударил отчима в бок, но мать успела оттолкнуть его, и нож только распорол Максимову мундир.

 

Горький «Детство», глава 13 – краткое содержание

Мы с дедом и бабушкой снова стали жить вместе. Дед разделил с бабушкой хозяйство: каждый из них кормил себя порознь. Дед ходил по старым богатым знакомым и, жалуясь, что разорён детьми, выпрашивал у них денег на бедность. Бабушка зарабатывала плетением кружев.

Я тоже начал подрабатывать: собирал по дворам говяжьи кости, тряпки, бумагу, гвозди, а потом сдавал старьёвщикам. Деньги я отдавал бабушке.

С компанией сверстников я занимался и воровством дров в лесных складах. За день это давало 5-7 копеек на каждого из нас. В школе однокашники высмеивали меня, называя ветошником, нищебродом.

Отчим куда-то исчез. Мать с маленьким братом Николаем переселилась к нам. Она была очень больна и постоянно кашляла. Брат был золотушный и слабенький, но дед, жалея деньги, кормил его плохо.

В августе мать умерла. Через несколько дней после похорон дед сказал мне:

– Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди...

И пошёл я в люди.