К вечеру 23 февраля 1917

Петроградские события 23 февраля 1917 стали полной неожиданностью для полицейского начальства. Из партийных вожаков никто ничего не задумывал. Ржаной муки в пекарни отпускалось столько же, сколько и в предшествующие дни (полтора фунта на жителя, а на рабочих по два). Недостачу вызвал быстро распространённый слух, что скоро хлеба не будет хватать (отзвук то ли думских прений, то ли проекта городской думы вводить карточки). Этот слух можно было развеять настойчивым правительственным объяснением или введением карточек, но ничего подобного заранее не сделали.

Правда, уже несколько недель шло брожение на большом Путиловском заводе, с дикими требованиями: сразу увеличить зарплату на 50%. Но ещё вчера Путиловский закрыли, и его Нарвский район как раз оставался спокойным. Забастовки начались не там, а на севере Петрограда – и были перенесены через мосты в Литейную и Рождественскую части. По давно известной тактике зачинщики силой выгоняли на улицы соседние фабрики. Отрывая трамвайные ручки, остановили по городу до полутора десятков вагонов. Они закупорили все линии, и ещё сотня трамваев сама ушла в парки. Распространилась мода бить магазинные стёкла (её сразу подхватили подростки). Вслед за прибытием полиции толпа везде разбегалась без драк, но вскоре вновь собиралась в других местах. Во время разгонов не пострадал ни один демонстрант, зато было увезено в больницы несколько избитых полицейских. Нигде не был высунут ни один красный флаг – тоже доказательство, что толпой никто не руководил.

К вечеру повсюду пошли трамваи, порядок внешне восстанавливался. Градоначальник Балк просил армейской помощи и получил несколько кавалерийских нарядов. По этой причине вечернее совещание в градоначальстве возглавил командующий округом, генерал Хабалов. Прямо перед событиями уехал в отпуск командир петроградской гвардии, генерал Чебыкин. Его заменил полковник Павленко, недавно с фронта после контузии, не знал ни города, ни улиц.

Ничего похожего на голод в столице не было. Все продукты продавались свободно (карточки – лишь на сахар). По всем признакам, волнения должны были улечься уже завтра.

Хабалов и не стал докладывать о них царю в Ставку. А совет министров в этот день не собирался.

 

 К оглавлению: А. И. Солженицын «Март Семнадцатого» – краткое содержание по главам.