Содержание:
Сотворение мира и рождение Вяйнемёйнена
Вяйнемёйнен, Ёукахайнен и Айно
Сватовство героев Калевалы к красавице Похьёлы
Сватовство Лемминкяйнена к дочери Лоухи, его гибель и спасение матерью
Вяйнемёйнен и Ильмаринен едут свататься в Похьёлу
Вторая поездка в Похьёлу Лемминкяйнена
Карело-финский эпос Калевала. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу
Сотворение мира и рождение Вяйнемёйнена
В начале времён не было ни земли, ни солнца, ни животных, ни птиц, ни деревьев. В пустых пространствах жила лишь дочь воздуха – Илматар. Спустившись сверху на море, Илматар забеременела от волн, но долго не могла разрешиться от бремени. Пролетавшая мимо утка свила на колене Илматар гнездо и снесла семь яиц. Упали они в море с колена Илматар. Из разбившихся яиц появились земля, солнце, месяц, звёзды. Илматар собственными руками создала на земле равнины, горы, провалы и морские берега.
Рунопевцы Калевалы. Художник Тамара Юфа, 1965
Плод Илматар – вещий песнопевец Вяйнемёйнен – тридцать лет блуждал во чреве свой матери, но наконец пробился к свету. Вяйнемёйнен родился уже взрослым. После рождения он ещё восемь лет плавал по волнам, пока, наконец, не достиг суши. На землю он вышел в стране, называемой Калевалой. У Вяйнемёйнена вскоре появился брат – кузнец Ильмаринен, который выковал небесный свод. Упавшие при этом на землю искры послужили огнём для людей.
Вяйнемёйнен, главный герой Калевалы. Художник Мюд Мечев
На земле тогда ещё не было растений. Но пришедший к Вяйнемёйнену крошечный мальчик Сампса Пеллервойнен засеял просторы Калевалы зеленью. Из всех деревьев только дуб долго не мог взойти. Тогда четыре появившиеся из моря девы накосили травы, а морской великан Турсас поджёг это сено. Из дубового жёлудя или листка, положенного в оставшуюся золу, вырос огромный дуб, чья крона затмила солнце. По просьбе Вяйнемёйнена его мать Илматар выслала из моря ещё одного великана, который срубил чудесный дуб. На берегу моря Вяйнемёйнен нашёл шесть зёрен. Расчистив землю от леса, он посеял эти зёрна, и с тех в Калевале стал расти хлеб.
Далеко пошла весть о мудрости Вяйнемёйнена, который пел чудесные песни-заклинания. Всё, о чём говорил старый певец в этих песнях, исполнялось наяву.
Вяйнемёйнен, Ёукахайнен и Айно
Герои Калевалы соперничали с людьми из суровой северной страны Похьёлы. Хвастливый парень из Похъёлы, Ёукахайнен, решил вызвать Вяйнемёйнена на состязание в силе и знаниях. Встретившись с Вяйнемёйненом, Ёукахайнен, стал уверять, что это он создал землю, небо и море. Но Вяйнемёйнен уличил глупца во лжи, а потом запел песни, от которых Ёукахайнен глубоко увяз в болоте. Чтобы спастись, Ёукахайнен посулил выдать за Вяйнемёйнена свою сестру, красавицу Айно. Вяйнемёйнен с радостью согласился жениться на Айно, но она не хотела идти замуж за старика.
Айно. Художник Мюд Мечев
Родственники стали уговаривать Айно стать женой Вяйнемёйнена, но она решила лучше покончить с собой. Выйдя на берег моря, Айно сняла одежду и доплыла до каменного утёса. Утёс вместе с ней обрушился в море. Айно утонула и превратилась в русалку.
Опечаленный Вяйнемёйнен тоже отправился к морю и, закинув удочку, поймал удивительную рыбку. Выскользнув из его рук обратно в воду, рыбка поведала ему, что она – Айно и теперь живёт среди дев царицы морей Велламо и царя пучины Ахто. Вяйнемёйнен пытался вновь поймать чудесную рыбку сетью, но не сумел.
Эпизод из Калевалы: Вяйнемёйнен и Айно. Слева - их первая встреча в лесу. Справа - Айно на берегу моря решает предпочесть смерть нежеланному замужеству. В центре - конец истории: Вяйнемёйнен ловит Айно в воде, но она ускользает от него. Художник А. Галлен-Каллела, 1891
Сватовство героев Калевалы к красавице Похьёлы
Видя, что Вяйнемёйнен сильно кручинится по Айно, Илматар, посоветовала ему поехать за другой невестой – знаменитой красавицей Похьёлы, Девой Севера, которая была дочерью хозяйки страны Похьёлы, злобной ведьмы Лоухи. Вяйнемёйнен отправился в Похьёлу. На дороге героя Калевалы подстерёг обиженный похьёланец Ёукахайнен и выстрелил в него из лука. Стрела Ёукахайнена убила коня Вяйнемёйнена. Сам Вяйнемёйнен упал с коня в море и долго плавал по волнам, пока пролетавший мимо орёл не перенёс его в Похьёлу.
Месть Ёукахайнена. Картина А. Галлен-Каллела, 1897
Лоухи согласилась выдать дочь за Вяйнемёйнена лишь при условии, что он выкует ей волшебную мельницу Сампо, которая будет сама молоть муку, соль и деньги. Вяйнемёйнену не понравилось в Похьёле. Тоскуя по своей родине, Калевале, он сказал, что не может сделать Сампо, но приведёт в Похьёлу способного на это кузнеца Ильмаринена.
Ведьма Лоухи, злая героиня Калевалы. Художник Георгий Стронк
На обратном пути из Похьёлы в Калевалу Вяйнемёйнен увидел красавицу Похьёлы, которая ткала, сидя на радуге. Вяйнемёйнен стал уговаривать Деву Севера выйти за него замуж. Красавица сначала велела ему разрезать волос тупым ножом, потом завязать в узел яйцо и наконец – сделать лодку из обломков веретена. Когда Вяйнемёйнен рубил дерево для лодки, злобный дух гор Хийси направил удар его топора в скалу. Отскочивший от камня топор сильно поранил колено Вяйнемёйнена.
Герой Калевалы стал искать лекаря, который исцелит его. В одной деревне он нашёл старика, взявшегося приготовить лечебную мазь. В обмен на это Вяйнемёйнен рассказал ему о появлении железа и рождении божественного кузнеца Ильмаринена. Прежде чем начать ковать железо, Ильмаринен взял с него клятву никогда на посягать на человека. Однако для закалки металла требовался мёд. Ильмаринен послал за ним пчелу, но вместо неё к нему вернулся посланный злым Хийси шершень и принёс вместо мёда яд. Не ведая обмана, Ильмаринен закалил железо ядом. Пропитавшись злом, оно нарушило данную прежде клятву и стало нападать на людей.
Узнав всё это, старик-знахарь сумел приготовить волшебную мазь и вылечил Вяйнемёйнена.
Ильмаринен выковывает Сампо
Вернувшись в Калевалу и прокляв Ёукахайнена, Вяйнемёйнен по данному Лоухи обещанию стал против собственной воли уговаривать Ильмаринена поехать в Похьёлу. Кователь отказывался, и Вяйнемёйнен пошёл на хитрость. Силой своих песен он создал чудесную сосну, на вершине которой лежали Месяц и созвездие Медведицы. Увидев эту сосну, простодушный Ильмаринен полез по ней вверх, чтобы достать светила. Вяйнемёйнен тем временем новыми песнями вызвал сильный ветер, который унёс Ильмаринена в Похьёлу.
Увидев Деву Северу, Ильмаринен устроил в Похьёле кузницу и начал ковать Сампо. В первые четыре дня ему не удалось сделать чудесную мельницу. Из кузнечного горна выходили то лук, бивший всех без разбора, то лодка, топившая все другие челноки подряд, то золоторогая корова, не дававшая никому выдоить своё молоко, то плуг, который пахал лишь чужую, а не свою землю. Но потом пришедшие на помощь Ильмаринену ветры за три дня раздули большой огонь, и на седьмые сутки из огня появилась чудесная мельница Сампо.
Создание мельницы Сампо. Художник А. Галлен-Каллела, 1893
Схватив Сампо, Лоухи спрятала её в медной горе, за девятью замками. Сампо намертво укрепилась там, пустив три огромных корня.
Хотя Ильмаринен выполнил просьбу Лоухи, он, как и Вяйнемёйнен, не получил Деву Севера: хозяйка Похьёлы отказалась отдать за него дочь. Опечаленный кузнец ни с чем вернулся в Калевалу.
Сватовство Лемминкяйнена к дочери Лоухи, его гибель и спасение матерью
Жениться на Деве Севера захотел ещё один герой Калевалы – бедный, но весёлый охотник Лемминкяйнен. Он давно слыл грозой женских сердец. Прослышав перед этим о строптивой девушке Кюлликки из Саари, которая ни за кого не хотела идти замуж, Лемминкяйнен явился свататься к ней. Девицы Саари вначале смеялись над ним, но вскоре весельчак из Калевалы вызвал к себе любовь их всех, кроме одной Кюлликки. Исчерпав все способы обольщения, Лемминкяйнен силой увёз строптивую Кюлликки в Калевалу. Долго сопротивлявшаяся Кюлликки в конце концов согласилась стать женой Лемминкяйнена и дала ему клятву, что никогда не будет ходить в родную деревню.
Но однажды Лемминкяйнен задержался на ловле рыбы, и Кюллики ушла в Саари плясать с подругами. Узнав об этом, охотник из Калевалы решил бросить свою жену и посвататься к красавице Похьёлы, дочери Лоухи. Мать отговаривала Лемминкяйнена от этого, говоря, что сумрачная Похьёла полна чародеями и колдунами. Но её сын сам имел магический дар. Лемминкяйнен ответил матери, что северные волшебники ему не страшны. Перед отъездом из Калевалы на новое сватовство он расчесался щёткой и оставил её матери, сказав: если с ним случится несчастье, из щётки пойдёт кровь.
В деревне Лоухи Лемминкяйнена встретили мужи Похьёлы – скопище злых колдунов. Однако Лемминкяйнен одолел их в магии и своими песнями превратил в камни всех похьёланцев, кроме одного старика. Когда тот спросил, почему охотник из Калевалы сжалился над ним, Лемминкяйнен ответил: «Ты и так последний из людей. Хуже наказания тебе не придумаешь». Старик затаил злобу на Лемминкяйнена и стал ждать случая отомстить ему.
Лемминкяйнен попросил Лоухи отдать ему в жёны Деву Севера. Лоухи взамен потребовала, чтобы охотник из Калевалы поймал и привёл к ней волшебного лося, служителя владыки гор Хийси. Сломав в погоне за лосем сделанные лучшим мастером лыжи, Лемминкяйнен взмолился о помощи к царям леса: Тапио, его жене Мимеркки и их сыну Нюрикки. Эти лесные боги выгнали из чащи лося навстречу Лемминкяйнену. Тот схватил его и отвёл к Лоухи.
Но коварная ведьма дала герою Калевалы новое задание: поймать длинногривого, огнедышащего коня Хийси. Лемминкяйнен стал просить о помощи бога ветра и грома Укко. Обрушив на коня Хийси железный град, Укко усмирил его. Лемминкяйнен вскочил на жеребца и приехал на нём к Лоухи.
Теперь хозяйка Похьёлы потребовала, чтобы Лемминкяйнен спустился в подземную страну мёртвых – Маналу (Туонелу) – и застрелил лебедя, который плавает там по волнам мрачной реки. Охотник из Калевалы спустился в Маналу, но в ней его поджидал обиженный им злой старик. Поймав в реке Туонелы змею, колдун пронзил ею Лемминкяйнена, как копьём. От яда змеи Лемминкяйнен умер, а чародей разрубил его мёртвое тело на пять кусков и побросал их в воды Туонелы.
Мать Лемминкяйнена в Калевале увидела, что из оставленной сыном дома щётки пошла кровь. Женщина тут же отправилась в Похьёлу спасать сына. Злая Лоухи вначале не хотела рассказывать ей, куда пошёл Лемминкяйнен, однако потом призналась, что он в подземной Манале.
Мать Лемминкяйнена. Картина А. Галлен-Каллела, 1897
Ильмаринен выковал матери Лемминкяйнена огромные грабли с зубьями по сто сажен. Этими граблями она выловила из реки Туонелы остатки тела сына и соединила их. Волшебная пчела принесла матери Лемминкяйнена небесного мёда. Когда мать смазала этим мёдом мёртвого сына, он ожил. Оставив помыслы жениться на красавице Похьёлы, Лемминкяйнен вместе с матерью вернулся в Калевалу.
Вяйнемёйнен строит лодку
Вяйнемёйнен решил построить лодку. Он построил её заклинаниями из кусков большого дуба. Но песнопевец Калевалы не знал трёх последних волшебных слов, нужных для спуска лодки на воду. В поисках этих слов Вяйнемёйнен, как раньше Лемминкяйнен, спустился в подземное царство мёртвых Маналу-Туонелу.
Вяйнемёйнен строит лодку. Художник Осмо Бородкин
Его встретила там на речном берегу дочь бога мёртвых, предупредив, что из их страны почти никто не возвращается. Вяйнемёйнен всё равно попросил перевезти его через подземную реку. На том берегу Хозяйка Маналы поднесла герою Калевалы кружку мёртвого пива. Вяйнемёйнен не стал пить его, но хозяйка сказала, что ему всё равно не удастся покинуть Маналы. Обитатели царства мёртвых приготовили ловушки, чтобы не дать Вяйнемёйнену вернуться в мир живых. Однако герой сумел избежать их и подняться наверх из мрачного подземелья.
Царство мёртвых Туонела. Художник А. Галлен-Каллела
Не узнав трёх волшебных слов в Манале, Вяйнемёйнен решил выпытать их у громадного великана Випунена, вросшего в землю и покрытого густым лесом. Чтобы разбудить спящего Випунена, Вяйнемёйнен стал раскрывать ему рот. В этот момент гигант случайно проглотил героя. Вяйнемёйнен устроил в желудке великана кузницу. Страдая от жары и грохота внутри, Випунен открыл песнопевцу Калевалы три нужных слова.
Великан Випунен. Художник Осмо Бородкин
Вяйнемёйнен и Ильмаринен едут свататься в Похьёлу
Вяйнемёйнен спустил свою лодку на воду и собрался плыть на ней в Похьёлу для нового сватовства к дочери Лоухи. Узнав об этом, в Похьёлу с той же целью отправился и кузнец Ильмаринен. Вяйнемёйнен плыл на лодке, а Ильмаринен ехал на коне по суше. В дороге они встретились и условились не препятствовать один другом и отдать выбор между ними двумя на свободную волю Девы Севера.
Красавица Похьёлы отказала старому Вяйнемёйнену. С Ильмаринена Лоухи в обмен на руку дочери стала требовать исполнения новых поручений. Вначале кователь из Калевалы должен был вспахать змеиное поле Хийси, затем – поймать медведя и седого волка в мрачной Манале, а под конец – изловить там же щуку. С помощью советов своей невесты Ильмаринен исполнил всё это, и Лоухи пришлось отдать дочь кузнецу.
В Похьёле стали готовиться к свадьбе. Для предстоящего пира пригнали быка с рогами в 100 сажен, которого смог убить железным кулаком лишь поднявшийся из моря богатырь. Для варки пива срубили столько дров, что поредели леса, и набрали столько воды, что исчерпались родники. Лоухи пригласила на свадьбу всех, кроме дерзкого, задиристого Лемминкяйнена.
Свадьба Ильмаринена. Художник Николай Кочергин
Главным певцом на свадьбе был великий герой Калевалы Вяйнемёйнен. Невесте бывалые люди рассказали о нелёгкой судьбе, ждущей молодую жену в чужом доме. Ей разъяснили, как она должна себя там вести. Жениху все дружно советовали не обходиться с женой плохо. По окончании свадебного пира, Ильмаринен увёз Деву Севера в Калевалу, где её приветливо встретила мать кузнеца, Локка. В Калевале было устроено ещё одно свадебное пиршество. Возвращаясь с него, Вяйнемёйнен сломал свои сани. Для их починки требовался буравчик. Чтобы достать его, Вяйнемёйнену пришлось вновь спускаться в подземную Туонелу.
Вторая поездка в Похьёлу Лемминкяйнена
Не приглашённый на свадьбу в Похьёле Лемминкяйнен счёл себя оскорблённым и решил отомстить. Невзирая на отговоры матери, он вновь отправился в колдовскую страну, где однажды уже погиб. На пути Лемминкяйнен встретил несколько грозивших ему смертью погибелей: огненного орла, пропасть, наполненную раскалёнными глыбами, свирепых медведя и волка и громадную змею. При помощи смекалки, волшебства и содействия бога Укко Лемминкяйнен счастливо избежал всех опасностей и доехал до Похьёлы.
Там он вступил в перебранку с Лоухи. Муж этой ведьмы, Хозяин Похьёлы, вызывал Лемминкяйнена биться на мечах. В бою герой Калевалы победил противника и отрубил ему голову. Взбешённая гибелью супруга Лоухи стала созывать своих воинов. Лемминкяйнен, превратившись в орла, улетел из Похьёлы в Калевалу.
Вернувшись к матери, он рассказал ей о том, что с севера в Калевалу идут войной похьёланцы. Мать посоветовала неугомонному сыну укрыться на три года на одном морском острове и взяла с него клятву не воевать десять лет.
Приплыв на остров, весельчак и балагур Лемминкяйнен соблазнил там всех девушек. К концу третьего года местные мужчины уже собирались убить его, но Лемминкяйнен вовремя убежал с острова.
Бегство Лемминкяйнена. Художник Мюд Мечев
С трудом добрался Лемминкяйнен через море в Калевалу и увидел, что жители Похьёлы дотла опустошили его родные места. Весь род Лемминкяйнена был истреблён. Едва уцелела только его мать, которая рассказала сыну о ярости и жестокости похьёланцев.
Нарушив ранее данную матери клятву не воевать десять лет, Лемминкяйнен с верным другом Тиэрой пошёл в поход на Похьёлу. Но Лоухи наслала на них страшный мороз. Лодка Лемминкяйнена и Тиэры увязла во льдах, а сами они после долгих зимних скитаний едва нашли обратный путь в Калевалу.
Сказание о Куллерво
Жили два брата, старший Калерво и младший Унтамо. Унтамо ненавидел Калерво и в конце концов убил его, истребив и всех его домочадцев. Уцелела лишь одна беременная от Калерво женщина, которая вскоре родила сына – богатыря Куллерво.
Куллерво
Унтамо не раз пытался избавиться от этого ребёнка: сажал его в бочку и бросал в море, кидал в костёр, вешал на дубе. Но Куллерво всегда чудесным образом избегал гибели. Унтамо сделал его своим рабом, но мальчик портил любую работу, которую ему поручали. Тогда Унтамо за ничтожную цену продал Куллерво кузнецу Калевалы Ильмаринену.
Жена Ильмаринена, дочь ведьмы Лоухи, послала Куллерво пасти скот. Чтобы унизить пастуха, она дала ему хлеб с запечённым в середине камнем. Во время обеда Куллерво разрезал хлеб и наткнулся на камень, сломав об него отцовский нож – свою единственную память о погибших родственниках.
Разъярённый Куллерво загнал стадо Ильмаринена в болото, где его пожрали дикие звери. Умевший колдовать Куллерво превратил медведей и волков в коров и телят – и пригнал их в дом своего хозяина. Когда дочь Лоухи пришла доить «коров», лесные хищники приняли свой истинный вид и разорвали её в клочья.
Куллерво ведёт "стадо" в дом Ильмаринена. Иллюстрация к "Калевале"
Куллерво убежал из дома Ильмаринена. Встреченная в лесу старуха рассказала ему, что его отец и мать на самом деле спаслись от смерти и сейчас скрываются на границе Лапландии.
Куллерво отыскал свою семью. Мать поведала, что у него есть ещё сестра, которая однажды ушла по ягоды, да так и не вернулась. Во время одной поездки в город Куллерво заманил к себе в сани и принудил к любви одну неизвестную ему девушку. Вскоре выяснилось, что эта незнакомка – его сестра. Девушка в отчаянии утопилась. Куллерво тоже думал о самоубийстве, но решил прежде отомстить за жестокость своему дяде, Унтамо.
Проклятие Куллерво. Художник А. Галлен-Каллела, 1899
Куллерво пошёл войной на Унтамо и истребил весь его род. Однако во время этого у самого Куллерво умерли отец, мать и все родственники. Вернувшись из похода и увидев свой дом пустым, Куллерво от безысходности ушёл в лес и бросился там на собственный меч.
Поход героев Калевалы за Сампо и битва с Лоухи
Тем временем Ильмаринен, горюя о погибшей Деве Севера, решил выковать себе новую жену из золота и серебра. Однако в постели этот металлический идол оставался ледяным. По совету Вяйнемёйнена Ильмаринен бросил драгоценную женщину в огонь. В назидание Вяйнемёйнен запретил людям поддаваться соблазну золота и серебра.
Ильмаринен вновь отправился в Похьёлу и силой увёз оттуда сестру своей бывшей жены, которая добровольно не пошла за него. Но, не ужившись с новой злой супругой, Ильмаринен через некоторое время превратил её в чайку.
Выкованная Ильмариненом мельница Сампо сделала народ Похьёлы очень богатым. Ильмаринен рассказал об этом Вяйнемёйнену, и они решили отнять Сампо у коварной Лоухи. Посадив дружину на челн, герои поплыли из Калевалы на север. По пути к ним присоединился и Лемминкяйнен.
Плавание героев Калевалы за Сампо
В дороге лодка с войском Калевалы вдруг остановилась. Вскоре герои поняли, что её удерживает громадная щука. Мужи Калевалы выловили эту щуку и съели её. Из костей рыбы Вяйнемёйнен сделал кантеле – финские гусли. До тех пор никто не знал этого инструмента и не умел играть на нём. Но великий песнопевец Калевалы заиграл на кантеле так, что его со слезами на глазах собрались послушать все боги природных стихий.
Добравшись до Похьёлы, герои Калевалы предложили Лоухи поделить Сампо. В ответ та стала скликать своих воинов, но Вяйнемёйнен, играя на кантеле, погрузил их всех в сон. Потом он колдовством открыл ворота медной горы, где была спрятана Сампо. Чтобы не разбудить похьёланцев скрипом ворот, Ильмаринен смазал их петли маслом. Пригнав быка, герои Калевалы выпахали три глубоких корня Сампо, перенесли её на свой корабль и поплыли из Похьёлы.
Но легкомысленный Лемминкяйнен решил песней скоротать обратный путь. Вяйнемёйнен уговаривал его вести себя тихо, однако дурашливый охотник не послушал мудреца. Запев во всё горло, Лемминкяйнен разбудил журавля. Тот полетел на север и пробудил ото сна жителей Похьёлы.
Колдовство Лоухи
Лоухи тут же начала заклинаниями насылать на челн героев Калевалы разные напасти. Вяйнемёйнен рассеял вызванный ею туман и избавился от страшного чудовища Ику-Турсо, однако при этом буря унесла его чудесное кантеле из щучьих костей.
Бой героев Калевалы с Лоухи
Похьёланцы бросились в погоню за храбрецами Калевалы и уже почти настигли их, но Вяйнемёйнен бросил в воду с заклинаниями камешек кремня. Он превратился в скалу, и лодка мужей Похьёлы разбилась об неё. Тогда Лоухи, схватив в руки, как крылья, борта тонущей лодки, а руль приспособив, как хвост, превратилась в ужасную птицу. Сотни похьёланцев уселись на ней. Подлетев к челну героев Калевалы, колдунья когтями схватила Сампо и подняла её в воздух – но, не удержав, выронила и разбила.
Защита Сампо. Эпизод "Калевалы". Художник А. Галлен-Каллела, 1896
Крупные осколки волшебной мельницы утонули в волнах, и от них пошли все неисчерпаемые богатства моря. Мелкие осколки Вяйнемёйнен собрал и перенёс в Калевалу. Благодаря этому его родной край разбогател. В Похьёле же водворилась бедность, и разгневанная Лоухи стала строить планы мести героям Калевалы.
Лоухи похищает солнце и месяц
Сожалея об утонувшем в море кантеле, Вяйнемёйнен сделал новое из плакучей берёзы. Песни, которые он играл на нём, были красивее прежних. Тем временем Лоухи повстречала беременную Ловьятар – богиню болезней. Она помогла ей разродиться, и Ловьятар произвела на свет девять недугов и напастей. Лоухи наслала их все на Калевалу, но Вяйнемёйнен собственным волшебством спас свой народ. Лоухи натравила на Калевалу медведя Отсо, однако Вяйнемёйнен сумел справиться и с ним.
Вяйнемёйнен играет на кантеле. Художник Мюд Мечев
Слушая пленительную игру Вяйнемёйнена на кантеле, солнце и месяц спустились поближе к земле. Лоухи схватила их, заточила в скале и похитила изо всех очагов Калевалы огонь. Наступила холодная, тёмная ночь. Бог ветра Укко высек искру и дал её воздушной деве, чтобы она вырастила из неё новые месяц и солнце. Но дева выронила небесный огонь. Упав на землю, он сжёг немало болот и полей, пока не попал в озеро Алуэ, которое закипело. Чтобы избавить других рыб от жара, искру Укко проглотил сиг. Его проглотила пеструшка, а ту – серая щука.
Вяйнемёйнен и Ильмаринен пришли на берег озера Алуэ, собираясь поймать щуку и вернуть тепло в очаги Калевалы. Серую щуку удалось изловить лишь с помощью морских царя и царицы – Ахто и Велламо. Когда рыбу разрезали, искра Укко спалила половину Похьёлы и сильно обожгла Вяйнемёйнена и Ильмаринена. Они излечились заклинаниями, а в дома Калевалы вернулся огонь.
Ильмаринен. Художник Георгий Стронк
Никто в Калевале не знал, куда исчезли с неба солнце и месяц. Ильмаринен попробовал выковать новые светила в своём горне, но они не сияли. Узнав, что солнце и месяц похитила Лоухи, Вяйнемёйнен отправился в Похьёлу, победил в бою её мужей, но не смог раскрыть скалы, в которую Лоухи заточила светила. Ильмаринен стал ковать оружие для новой войны с похьёланцами. Напуганная этим Лоухи сама выпустила солнце и месяц из темницы, и они опять заняли свои привычные места на небе.
Рождение сына Марьятты и отъезд Вяйнемёйнена из Калевалы
Жившая в Калевале девушка Марьятта забеременела, поев брусники. Родители выгнали её из дома. Марьятту согласился поселить у себя в хлеву злой Руотус. В хлеву у Марьятты родился сын, который вскоре пропал. Солнце рассказало молодой матери, что её ребёнок увяз в болоте, и Марьятта вовремя спасла его.
Вяйнемёйнен предложил убить ребёнка, родившегося от ягоды, но малыш стал упрекать его за этот злой поступок и за безвинную смерть Айно. Поняв, что духовная сила и мудрость малыша превосходит его собственную, Вяйнемёйнен создал магией медный челн и навсегда уплыл из Калевалы.
Отплытие Вяйнемёйнена из Калевалы. Художник А. Галлен-Каллела
Это последнее сказание эпоса символизирует смену карело-финского язычества христианством.
Более подробный прозаический пересказ эпоса «Калевала»
Вяйнемёйнен и красавица Похьёлы
Гибель Лемминкяйнена и спасение его матерью