Народ шумеров считал, что среди богинь старшего поколения, дочерей Неба-Ана (см. Шумерский миф о сотворении мира), самой хитрой была старая и многоопытная Нунбаршегуну. Обуреваемая жаждой власти, стремясь возвыситься и стать сильнее своих братьев и сестер, задумала она великое дело. Могучего старейшину богов Энлиля решила она сделать своим зятем и заставить выполнять свое дерзкие замыслы.

В жилище старой Нунбаршегуну подрастала ее юная дочь – прелестная Нинлиль. Мудрая мать понимала, что невинность и красота ее дочери пленят великого бога, если он увидит ее. Она подметила, что любит Энлиль подолгу бродить по цветущим берегам тихоструйного потока Нинбурду, и стала внушать своей простодушной и бесхитростной дочери: «Отправляйся пораньше купаться в прозрачных струях потока Нинбурду. Могучий отец и пастырь богов Энлиль, светлоглазый богатырь, подобный высокой горе, будет гулять по берегу этого потока. Он случайно подымет взгляд и увидит тебя обнаженной, во всей твоей невинной прелести. Не пугайся его и не убегай, но и не спеши утолять сразу его пылкие желания. Спокойно жди, пока страсть разгорится в его сердце, и он станет твоим супругом».

Нинлиль исполнила все, что посоветовала ей ее хитроумная мать. Она пришла на берег потока Нинбурду и сбросила свои одежды на прибрежный песок. Увидал ее Энлиль, и забушевала страсть в его сердце. Он стал умолять невинную деву, чтобы она уступила его желаниям Но Нинлиль помнила советы своей матери и проявила твердость: «Я еще не подросла и не могу соединиться с тобой! Мои губы слишком малы и не научились еще целовать!»

Энлиль смутился и не знал, что ответить на бесхитростные слова невинной девы. Он отступил с глубоким вздохом, а Нинлиль погрузилась в прохладные воды потока. Потрясенный Энлиль обратился за помощью к своему верному помощнику, богу огня Нуску, и тот посоветовал ему действовать решительнее.

«Надо похитить, – сказал он, – прекрасную деву, она привыкнет к тебе и полюбит тебя!»

Когда на следующий день юная Нинлиль пришла купаться к Нинбурду, Энлиль схватил ее и повлек в прибрежные камыши. Там была привязана ладья, приготовленная верным Нуску. В эту ладью уложил Энлиль трепещущую деву и умчался с ней вниз по течению. Нинлиль стала его супругой и зачала светозарного бога Наннара.

Далеко разнеслась весть о похищении самой юной и самой прекрасной из богинь, и дерзкий поступок Энлиля вызвал всеобщее возмущение. Семь величайших богов, решающих судьбы мира, собрались на совет и призвали пятьдесят великих богов и богинь, чтобы обсудить необычное происшествие. Никто не вступился за Энлиля, и порешили боги, что в наказание за свой поступок он должен отказаться от верховной власти, покинуть священный город Ниппур и уйти в изгнание в мрачный Киур (подземный мир мёртвых). Только таким путем искупит он свое постыдное деяние.

Но тут неожиданно поднялась прекрасная Нинлиль, уже носившая в своем чреве светлого Наннара, и объявила, что любит своего похитителя Энлиля и не желает с ним разлучаться. Она решилась без колебания последовать за ним в печальный подземный мир и всегда пребывать там, где будет он.

Но Энлиля не радовала верность и преданность его супруги. Он с ужасом думал о том, что его сын Наннар должен будет родиться во мраке преисподней и не сможет озарить пространство, раскинувшееся между небом и землей.

И вот Энлиль задумал великое дело. Он решил произвести на свет других детей, которые смогут остаться в мрачном подземном мире вместо своего старшего брата Наннара. До поры до времени хотел он держать свой замысел втайне. Даже сама Нинлиль не должна была знать о том, что он задумал.

«Я хочу первым сойти под землю, – сказал он супруге, – и буду ждать тебя в мрачном Киуре. Не торопись и спокойно снаряжайся в путь. Когда ты подойдешь к вратам подземного царства, то тебя встретит страж и спросит, кто ты и куда идешь. Расскажи ему обо всем и выполни все его желания! Потом ты достигнешь великой подземной реки и увидишь ее хозяина. Вновь назови себя и сделай все, что он захочет. Через реку перевезет тебя лодочник. Выполни также и его волю. Не страшись ничего. Все будет так, как предрешили заранее семь величайших богов, определяющих судьбы будущего. Совершив грех, ты останешься безгрешной!»

Сказав так своей юной супруге, Энлиль первым двинулся к вратам подземного мира и сказал стражу, охранявшему вход в великую мрачную страну: «О привратник, охраняющий священный засов и серебряный замок! Отдай мне свои одежды и удались прочь, а я побуду здесь вместо тебя!»

Приняв образ привратника, Энлиль дождался прихода Нинлиль. Она не узнала его и спросила: «Где мой супруг Энлиль? Он – твой господин, а я твоя госпожа. Пропусти меня к нему!»

Привратник ответил: «Я слуга Энлиля, а он мой господин. Я выполняю его волю. Мои уста заменят его уста и мое сердце будет биться подобно его сердцу. Моя рука ласково коснется твоей щеки!»

Смущенная Нинлиль возразила: «Я верна моему супругу. Его сын, светлый Наннар, растет в моем чреве. Как могу я отдаться тебе?»

«Не бойся, – ответил страж подземных врат. – Выполняя мои желания, ты подчиняешься воле Энлиля, моего господина и твоего супруга. Сын, зачатый от меня, спустится под землю вместо светлого Наннара, а сам Наннар подымется ввысь и засияет на небе!»

Нинлиль вспомнила приказ своего супруга и вошла вместе с привратником в его спальню. Она поцеловала его и прилегла с ним, и в ее чреве зародился бог Месламтаеа. Поднявшись, взглянула она на привратника и увидала, что это ее супруг Энлиль, принявший образ своего слуги, и что она не совершила греха.

Великий Энлиль вновь ушел вперед, а Нинлиль опять двинулась в одиночестве вслед за ним и пришла к берегу широкой подземной реки. Хозяин реки сказал ей: «Я не пропущу тебя, пока ты не станешь моей». И она легла с ним на цветущем прибрежном лугу, и в ее чреве зародился бог Ниназу. И вот хозяин реки взглянул на нее, и она вновь узнала своего супруга Энлиля. И опять Энлиль исчез, а Нинлиль осталась одна и печально шла вдоль реки, пока не встретился ей лодочник: «Я не перевезу тебя на ту сторону, пока ты не выполнишь моих желаний, – сказал он ей. – Подчиняясь мне, ты подчиняешься моему господину Энлилю!». И Нинлиль спустилась в лодку, и легла рядом с лодочником и зачала от него четвертого сына, чьё имя не дошло до нас. Поднявшись, вновь увидела она, что рядом с ней в лодке лежит не лодочник, а сам Энлиль, принявший облик своего слуги. И возрадовалась Нинлиль, узнав, что все четыре сына, трепещущие в ее чреве, будут рождены or законного супруга Энлиля принявшего различные образы, но сохранившего свое сердце, свою мысль и свою волю. И поняла Нинлиль, что ее старший сын Наннар сможет теперь свободно вознестись на далекое небо и озарить земное царство Энлиля, а три других сына останутся вместо него в подземном мире.

Минули сроки, и родила Нинлиль бога луны Наннара, лицо которого светилось волшебным блеском. Он поднялся на оловянный небесный свод к своему деду Ану и озарил все поднебесное пространство. Когда он бродил по своим небесным лугам, то вслед за ним шагали многочисленные великие созвездия, подобно быкам, пасущимся на лугу, а мелкие звезды рассыпались вокруг подобно зернам.

Любимыми детьми Наннара были его сын, бог солнца Уту, и его дочь Инанна. Каждый вечер Наннар садился в свою ладью и тихо скользил по небосводу. Утомившись, он опускался в воды мирового океана на отдых, и на смену ему на восточном горизонте появлялся его сын Уту; лицо его сверкало во много раз ярче лица отца, и влучах его меркли звезды и планеты. В огромной колеснице мчался Уту по небу, и улыбка бога озаряла землю.

Яркий свет, излучаемый богом Уту, устрашает злодеев и нечестивцев. Нигде не могут они спрятаться от всевидящих глаз лучезарного бога правды. Он улавливает их в свою сеть и заключает в темницу.

Так любимый сын Энлиля Наннар и внук Уту поделили между собой время. Первую половину суток весь поднебесный мир пребывает под наблюдением ночного бога-отца и освещается его бледным матовым светом, а вторую половину суток властвует юный бог-сын Уту, и его огненные лучи разгоняют мрак

Сам Энлиль недолго пребывал в изгнании в темном подземном мире. Искупив свою вину, он вновь вернулся на землю в сопровождении своей прекрасной супруги Нинлиль, оставив в преисподней трех младших сыновей.

Семь величайших богов, вершащих судьбы вселенной, вновь признали Энлиля своим старейшиной. В Ниппуре он воздвиг огромный дворец из лазурита. Каждый день подымается он на высокий помост и судит всех обитателей вселенной, разбирает тяжбы и споры и указывает правильный путь.

Его отец Ан мало вмешивается в дела мироздания. Он остался у себя в небесном царстве, а на земле, в своем городе Уруке, посадил управлять свою правнучку Инанну, дочь Наннара. На помощь ей он посылает иногда могучего небесного быка, чтобы он поражал своими рогами ее врагов. Но обычно великий праотец только наблюдает за земными делами, которыми распоряжается его могучий и деятельный сын Энлиль, прочно взявший в свои руки бразды правления и заставивший богов и богинь подчиняться своей воле. Крылатые вестники Ана, порожденные им птицы, ежедневно спускаются на землю к Энлилю и возвращаются обратно к небесному праотцу, сообщая ему обо всем, что свершилось на земле.