Всего несколько столетий прошло после всемирного потопа, и люди вновь стали плодиться и населять все стороны земли. Остаток человеческого рода, спасенный мудрецом Зиусудрой, разрастался с невероятной быстротой. С каждым поколением люди становились сильнее и деятельнее. Они основывали все новые и новые города. В стране Шумер, лежащей в середине земного полушария, самым крупным городом был Киш. Здесь правила династия могучего и властного Кальбу. Властители, наследовавшие ему, были людьми решительными и непреклонными. Один из них – Этана, пытался, охватив шею орла, взлететь на верхнее небо, чтобы добыть чудодейственную траву рождения, и, хотя подвиг оказался не по силам герою, слава его навсегда утвердилась среди потомков. В те времена ни один город не решался соперничать с Кишем, в котором возрастали такие отважные люди, как Этана.

Но прошли века, и мощь Киша стала ослабевать. Другие города расширялись и усиливались и не хотели подчиняться владыкам Киша. Возродились из руин допотопные города Ниппур и Сиппар, Шуруппак и Эриду и другие. Возникли новые города, среди которых особенно выделялись Ур, Лагаш и Урук, расположенные на юге страны у устьев рек. Последний царь Первой династии Киша, по имени Агга, с большой тревогой следил за усилением южных городов. Все труднее и труднее становилось ему удерживать власть над ними.

Особенно грозные вести приходили из Урука. Наместник этого города, миролюбивый и преданный своему господину Забардибунук, утратил власть. Против него выступил правитель соседнего Куллаба, отважный герой Гильгамеш. Это был сын бессмертной богини Нинсун и смертного мужа Лугальбанды. От своей матери он унаследовал божественную мудрость и непреклонную волю, не признающую никаких препятствий, а от отца – горький удел всех людей – ограниченный срок жизни, ибо самый крепкий и долголетний человек должен рано или поздно покинуть землю. Так определили семь богов, решающие судьбы вселенной.

Уже в юности стал проявлять Гильгамеш свой неукротимый нрав. Кроткий Забардибунук не в силах был ему противиться и вынужден был признать его власть.

Куллаб и Урук объединились в один город, и Гильгамеш велел обнести их могучей кирпичной стеной, за которой можно было укрыться от любого врага. Обнесение города стенами считалось признаком его независимости. Теперь Гильгамеш уже никого не опасался и больше не отправлял даров в столицу Шумера. Царь Киша, высокомерный Агга, пришел в дикую ярость. Он отправил к Гильгамешу посольство с требованием прекратить укрепление Урука и Куллаба и признать законное господство Киша, который со времен всемирного потопа считался столицей Шумера. Послы Агги напомнили правителю Куллаба и Урука, что уже двадцать четыре тысячи лет царский дом их города безраздельно господствовал в стране и ни один властитель не решался сопротивляться ему.

Выслушав речи послов, Гильгамеш не ответил ни слова и с гордо поднятой головой вышел из дворца. Не медля ни мгновения, повелел он собрать городских старейшин на главной площади и сообщил им о высокомерии Агги и его дерзких притязаниях.

«Мы не должны, – говорил он, – подчиняться царскому дому Киша, мы должны сокрушить своим оружием самонадеянного властителя и добиться вольности и независимости. Наша богиня Инанна, покровительница и заботливая мать Куллаба и Урука, поможет нам. Дайте мне возможность совершить великие деяния и прославить нашу божественную владычицу».

Так сказал Гильгамеш. Однако умудренные жизнью, осторожные и хладнокровные старцы один за другим стали возражать ему. Они напомнили ему, что со времени великого потопа все города Шумера безропотно повиновались Кишу и не было от этого ущерба никому. Каждый город самостоятельно решал свои дела и только воздавал почет великой столице, затмившей своим богатством и пышностью допотопный город богов Ниппур. «Не лучше ли и теперь смириться и послать установленные обычаем дары старейшему царскому роду и его великому городу?» – сказали старцы.

Не по сердцу пришлись Гильгамешу эти речи чересчур осторожных и расчетливых старцев. И вот порешил он созвать на площадь всех мужей Куллаба и Урука, всех, кто способен держать в руках копье и обнажить меч. Зрелые мужи и бодрые юноши оказались смелее седых старейшин. В один голос закричали они, что прошли те времена, когда Урук и Куллаб были слабыми и признавали первенство Киша, что настала пора с оружием в руках разгромить славного Аггу.

Когда услышал Гильгамеш, правитель Куллаба, бодрые голоса отважных воинов, возрадовалось его сердце, и просветлел его дух. Он призвал послов Агги, нетерпеливо ожидавших ответа, и предложил им вернуться домой с пустыми руками.

Так началась война Гильгамеша с Аггой. Нелегко было отважному герою справиться с врагом. Царь Киша привел многочисленные войска, собранные в далеких горах и обширных степях, а флот его бороздил морские волны и приближался к устью Евфрата. Не прошло пяти дней, и боевые силы Агги уже стояли у ворот Урука, не прошло десяти дней, и они уже осадили со всех сторон Куллаб и Урук.

Первое нападение было отбито, но враги продолжали осаду. Гильгамеш послал своего витязя Бирхашуру для переговоров с Аггой, надеясь уладить дело миром, но царь Киша велел избить посла на глазах Гильгамеша, стоявшего на городской стене.

В страшный гнев пришли воины Куллаба и Урука при виде этой жестокой расправы. Бряцая оружием, ринулись они к воротам и мощным потоком вырвались на широкую равнину, где уже выстроились неприятельские ряды.

Могучим натиском поразил Гильгамеш степняков и горцев, приведенных Аггой. Как вихрь, ринулся он к берегу Евфрата, где стоял на причале вражеский флот. Он овладел кораблями и обрубил их носы, украшенные головами антилоп.

Побежденный Агга смирился и просил мира. Он признал себя нубандой (наместником) Гильгамеша, и победитель великодушно простил ему старые обиды и дружелюбно протянул руку.

После этих событий Киш захирел и все города Шумера стали признавать своей столицей великий Урук.

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.