Аид (в другой транскрипции – Гадес, у римлян – Плутон) – бог подземного царства мёртвых в древнегреческой мифологии. (См. также его описание в статье Боги древней Греции.)

По поверью древних, на земле были такие страны, где царила вечная ночь и солнце никогда не восходило над ними; и в такой стране помещали они вход в подземное царство Аида.

 

Мифы древней Греции. Аид. Царь поневоле

 

Его орошали три реки: Ахеронт, Стикс и Коцит. Именем Стикса клялись боги, и эти клятвы считались ненарушимыми и страшными. Стикс катил свои черные волны среди безмолвной долины и девять раз огибал царство мертвых. Ахеронт, грязная и мутная река, охранялась перевозчиком Хароном.

Его описывают в таком виде: в грязной одежде, с нечесаной длинной белой бородой, он одним веслом управляет своей лодкой, в которой перевозит тени умерших, тела которых на земле уже погребены; лишенных же погребения он безжалостно отталкивает, и тени эти осуждены вечно странствовать, не находя покоя (Вергилий). Древнее искусство так редко изображало Харона, что тип его стал известен только благодаря поэтам. Но в Средние века мрачный перевозчик фигурирует на некоторых памятниках искусства. Микеланджело поместил его в своей знаменитой фреске «Страшный суд», изобразив его перевозящим грешников.

Харон

Харон перевозит души умерших в подземное царство. Картина П. Сюблейра, 1735-1740

За перевоз надо было платить, и верование это так укоренилось, что мертвым клали в рот мелкую монеты (обол) для расплаты с Хароном. Скептик Лукиан насмешливо замечает: «Людям не приходило в голову, в ходу ли эта монета в подземном царстве, а также они не соображали того, что лучше было бы не давать этой монеты умершим, потому что тогда их бы не захотел перевозить Харон, и они могли бы вновь вернуться к живущим».

Как только тени умерших были перевезены через Ахеронт, на другом берегу встречал их Цербер, или адский пес с тремя головами, лай которого так устрашал умерших, что отнимал у них даже всякую мысль о возможности возврата туда, откуда они прибыли. Затем тени должны были предстать перед Аидом, царем Ада, и его супругой Персефоной (у римлян – Прозерпина).

Аид и Персефона

Боги Аид и Персефона на троне. Греческая терракота I половины V в. до Р. Х. из Локр Эпизефирских

 

Но Аид сам не судил мертвых, это исполняли подземные судьи: Минос, Эак и Радаманф. По словам Платона, Эак судил европейцев, Радаманф – азиатов (его всегда изображали в азиатском костюме), а Минос должен был, по повелению Зевса, приходить на помощь двум первым судьям в сомнительных случаях.

Прекрасно сохранившаяся живопись на одной античной вазе изображает царство Аида. Посреди находится его дворец. Властелин преисподней сидит на троне, держа в руке скипетр; подле него стоит Прозерпина с зажженным факелом в руке. Наверху, по обе стороны дворца, изображены праведники, ниже: направо – Минос, Эак и Радаманф, налево – Орфей играет на лире, внизу же находятся грешники, среди которых можно узнать Тантала по его фригийской одежде и Сизифа по скале, которую он катит.

Персефоне не было дано активной роли в Аду. Адская богиня Геката призывала мстительных фурий (Эриний), которые хватали грешников. Геката была покровительницей волшебства и заклинаний; ее изображали в виде трех соединенных вместе женщин: этим как бы поясняется, что власть ее распространялась на небо, землю и ад. Первоначально Геката не была богиней Ада, но она подарила Европе румяна и тем как бы вызвала восхищение и любовь Зевса. Ревнивая жена Зевса, Гера, стала ее преследовать. Геката должна была укрыться от нее под погребальной одеждой и тем сделалась нечистой. Юпитер приказал очистить ее в водах Ахеронта, и с тех пор она стала богиней подземного царства.

Немесида, богиня мести, исполняла в царстве Аида почти такую же роль, как Геката, она изображалась с согнутой у локтя рукой, чем намекалось на локоть – меру длины в древние века: «Я, Немесида, держу локоть. Зачем, спросишь ты? Потому что я напоминаю всем, что не надо превышать меры».

Историк Павсаний описывает картину художника Полигнота, изображающую царство Аида: «Прежде всего, вы видите реку Ахеронт; берега ее покрыты тростниками; в воде видны рыбы, но это скорее тени рыб, нежели живые рыбы. На реке лодка, в лодке гребет перевозчик. Нельзя хорошенько различить, кого перевозит Харон. Но невдалеке от лодки Полигнот изобразил ту пытку, которой подвергается жестокий сын, осмелившийся поднять руку на отца: она состоит в том, что собственный отец его вечно душит. Подле этого грешника стоит нечестивец, осмелившийся грабить храмы богов; какая-то женщина смешивает яды, которые должен он вечно пить, испытывая при этом страшные мучения. В те времена люди чтили и боялись богов; поэтому художник поместил в Аду нечестивца, как одного из страшнейших грешников».

Царство Аида

Бог Гермес и души умерших на берегу Ахеронта. Картина А. Хиреми-Хиршля, 1898

 

Из описаний античных поэтов мы знаем о пытках, которым подвергались в царстве Аида за свои преступления самые знаменитые грешники, – например, Иксион, Сизиф, Тантал и дочери Даная – Данаиды. Иксион оскорбил богиню Геру нечестивыми домогательствами к ней, за что был привязан змеями к колесу, которое вечно вертелось. Сизиф должен был вкатывать огромную скалу на вершину горы, но лишь только скала дотрагивалась до этой вершины, как невидимая сила сбрасывала ее в долину, и несчастный грешник, обливаясь потом, должен был вновь начинать свою трудную, бесполезную работу. Тантал был приговорен стоять по горло в воде, но лишь только он, мучимый жаждой, хотел напиться – вода уходила от него; над головой его висели ветки с прекрасными плодами, но стоило ему, голодному, протянуть к ним руку, как они поднимались до небес. Данаиды в царстве Аида были приговорены вечно наливать воду в бездонную бочку.

Противоположностью страшному царству Аида являлись у греков Елисейские поля, местопребывание безгрешных.