Идеи трактата «Государство» во многом непохожи на те, которое Платон излагает в другом своем труде, «Законы». В трактате «Государство» общественная жизнь безусловно подчинена идее; книгу «Законы» можно считать попыткою описать государство, настолько близкое к неосуществимому идеалу, насколько человеческие слабости и фактические условия быта допускают приближение к недостижимому совершенству. По-видимому, Платон хотел показать в этом трактате, какие улучшения государственного устройства возможны и при сохранении существующих обычаев, без предоставления владычества философам.
Великий греческий философ Платон
В «Законах» Платон отбрасывает все те черты идеала, изображенного им в трактате «Государство», чьё осуществление невозможно по неодолимости препятствий, противопоставляемых действительностью. Те привилегии, какие давались высшим сословиям в «Государстве», уменьшены в «Законах». В «Законах» Платон советует давать всем гражданам одинаковое воспитание; но ремеслами должны потом заниматься исключительно метеки и отпущенники, земледелием – рабы. Полноправным гражданам не следует унижаться до этих работ. Вместо проповедуемой Платоном в «Государстве» общности жен и имуществ, трактат «Законы» требует только того, чтобы устроены были общественные трапезы, чтобы в них участвовали все люди, пользующиеся гражданскими правами, и мужчины, и женщины; чтобы брак был поставлен под контроль правительства; чтобы был определен максимальный размер движимого имущества, которое может принадлежать одному лицу; чтобы по возможности поддерживалось уравнительное распределение земли между гражданами.
Главной из добродетелей трактат «Законы», в отличие от прежних рассуждений Платона о человеческой душе, считает воздержность. Первое место после неё занимает «мудрость», практическая рассудительность; «мужество» поставлено лишь на втором плане. Об «идеях» почти совсем не упоминается. В содержании «Законов» Платон выводит теорию государственного устройства из религиозных, математических, политических соображений, а философско-идеологические принципы здесь отложены в сторону. Они заменяются рассуждениями о нужде в хороших законах, которые охватили бы все стороны жизни; о полезности таких законов Платон говорит очень сильно. Вовсе нет речи об особом сословии философов, подготовляемых научным воспитанием к управлению государством. Правители не они. Согласно «Законам» управление государством должно принадлежать совету, составленному из граждан, наиболее достойных того по своим знаниям и хорошим качествам. Этот правительственный совет заведует воспитанием; все дети граждан, не только сыновья, но и дочери, должны учиться музыке и гимнастике. В противоположность тем советам, которые даются Платоном в «Государстве», «Законы» не считают нужным изгонять драматическую поэзию из общества – она, напротив, должна служить одним из средств распространения образованности. Комедия должна показать, что порок гнусен и что должно удаляться от него; сценическими героями в ней должны быть только метеки и рабы. Трагедия должна изображать прекрасное, которому следует подражать. Но и в «Законах» Платон настаивает на том, чтобы театр стоял под надзором правительства.
Таким образом, содержание «Законов» очень резко отличается от идей трактата «Государство». По этому и по некоторым другим соображениям многие исследователи полагали, что «Законы» не принадлежат Платону. Но это противоречит свидетельству Аристотеля. Гораздо вероятнее другое объяснение разноречий «Законов» с «Государством». В первом из этих двух трактатов мы видим глубокое знакомство с афинскими законами; автор очевидно человек пожилой. Потому можно считать справедливым мнение, что Платон писал «Законы» в старости, когда вера в осуществимость идеалов «Государства» в нем поколебалась, уменьшилась надежда на мудрость и добродетель людей, и образ мыслей философа стал менее восторженным. А может быть, правы те ученые, которые думают, что Платон умер, не окончив работы над «Законами», и что она была докончена кем-нибудь из его учеников, – по мнению некоторых, Филиппом Опунтским.
Приводим заключение, которым Целлер кончает свое исследование вопроса, принадлежит ли Платону трактат «Законы»: «Все затруднения устраняются, если принять мнение, что трактат «Законы» остался после Платона в виде черновой работы, что некоторые отделы этого труда были уже закончены, а по другим отделам были написаны Платоном лишь отрывки, конспекты, заметки, что эти части и отрывки были связаны, дополнены кем-нибудь из учеников Платона, который придал и литературную отделку небрежно написанным отрывочным заметкам. Если так, то современники имели полное право называть произведением Платона трактат, появившийся в этой обработке. А мы имеем право предполагать, что те места «Законов», которые не совпадают с воззрениями Платона, написаны философом, обработавшим оставшиеся после него материалы».