О средневековом философе-номиналисте Росцелине, жившем около 1050 – 1125, уроженце Бретани, мы знаем лишь со слов Иоанна Солсберийского. Этот ученый диалектик, вопреки мнению Платона о двух реально существующих мирах – идей и вещей – считал всевозможные общие понятия, идеи (genera et species)просто пустыми звуками, – voces, nomina. По мнению Росцелина, цвет не существует отдельно, а есть понятие, связанное с представлением о каком-нибудь теле, мудрость не реально существующая вещь (res),а только синоним души. Росцелин полагал, что в действительности идей нет, а существуют только осязаемые индивидуальные предметы. Даже представления об эмпирических признаках, которые будто неразрывно связаны с осязаемым предметом, Росцелин отвергает, вопреки Аристотелю. Так как отвлеченные представления для него только имена, потinа, то и теорию его назвали номинализмом. Двумя главными течениями средневековой философии были номинализм и реализм, и Росцелин может считаться основателем первого, духовным отцом средневековых номиналистов.

Церковь не обратила бы на учение Росцелина внимания, если бы он не поспешил применить свою теорию к суждению о важнейшем христианском догмате. Если, как думал Росцелин, общие понятия, роды и виды только слова, а в действительности существуют лишь индивидуальные вещи, то как понимать догмат о Святой Троице, догмат, который для реалистов очень ясен? Или три Божественных лица суть три индивидуальные вещи, отдельные и самобытные, как три ангела, три души, которые нельзя сочетать в одном представлении о божестве в трех лицах, или же они суть единый Бог? В последнем случае может явиться еще большая неловкость, ибо появляется один божественный индивидуум, и, следовательно, если Сын воплотился, то надлежит подразумевать, что и Отец и Дух воплотились. Так как последнее предположение нелепо, то придется остановиться на первом, т. е. впасть в ересь. И Росцелин невольно впал в нее вследствие своего логического процесса. В 1092 г. на Суассонском соборе Росцелин был проклят, а с ним наложено проклятие и на всю теорию, представителем которой он явился. Противники же номиналистов, реалисты были взяты под покровительство церкви, которой они давали ключ к ортодоксальному и научному уяснению догматов.