Двумя главными направлениями средневековой философии были реализм и номинализм, разделяемые спором о реальном либо чисто абстрактном существовании общих идей – «универсалий».

В философии начала Средних веков (XI–XII столетия) наиболее известными номиналистами были Беренгар, Росцелин, Абеляр, а «реалистами» – Гильом из Шампо и Ансельм Кентерберийский.

Беренгар Турский (ок. 1000 – 1088 гг.) – средневековый французский схоласт, философ и богослов. Он возглавлял все ещё существовавшую в XI в. Турскую школу (она была основана Алкуином в IX веке). Главное сочинение Беренгара Турского – «О святой трапезе» (1049 г.). В этом сочинении турский номиналист отвергал реальность универсалий (общих идей) и утверждал, что реальны, действительны только одни чувственные сущности, чувственные субстанции, т. е. «вещи», что нет ничего реального помимо чувственных субстанций: «Нет ничего реального помимо субстанции, а субстанция… есть принадлежность только того, что доступно ощущению внешних чувств...» Правда, Беренгар делал оговорку: по крайней мере здесь, т. е. в нашей жизни.

Беренгар Турский

Номиналист Беренгар Турский. Книжная иллюстрация начала XVII века

 

Другим виднейшим средневековым номиналистом, разделявшим ту же точку зрения на проблему существования идей, был Росцелин из Компьени (1050 – 1110 гг.). Этот французский философ, теолог, богослов преподавал логику (диалектику) и применял ее, как всякий схоласт, к теологическим проблемам. Сочинения Росцелина не сохранились. До нас дошло лишь одно письмо Росцелина – его письмо к Абеляру. Так что наши знания о Росцелине косвенные, исходящие в основном от его противников.

Росцелин учил в своей философии, что существуют лишь единичные вещи («рес сингулярес»), общие же понятия – лишь наименования («номен»). А что такое имя? слово? Это не что иное, как «звучание воздуха» («флатус воцис»). Итак, по мнению номиналиста Росцелина, действительное существование имеют одни только единичные, осязаемые вещи. Универсалии (общие идеи) реально не существуют. Это только множества, обозначенные одним общим именем, словом. Согласно философии Росцеллина, существует только то, что можно воспринять и затем представить. Мы не можем представить себе ни человека вообще, ни животное вообще. Конечно, такая установка средневековых номиналистов не ориентировала на понятийное сущностное познание. Она отдавала людей в распоряжение стихии языка, который часто обозначал одним именем существенно несходное. Например, рыбами называли и китов, но это ведь не делало реально китов рыбами, ведь не все, что обитает в воде, рыбы. Применительно к проблеме Троицы философские учения Беренгара и Росцелина означали, что в боге важнее его ипостаси, чем его единство, что каждое лицо Троицы самостоятельно, что означало ересь тринитаризма и тритеизма (троебожия, политеизма), ведь соединяющая воедино ипостаси бога, а на самом деле отдельные личности, сущность – всего лишь название, слово.

Средневековая церковь не могла согласиться с такой ересью и преследовала философов-номиналистов Беренгара и Росцелина. Она предала их взгляды анафеме. Беренгара вынудили дважды отрекаться от своих учений. Его сочинения были сожжены – оттого-то они и не сохранились. Строгие средневековые католики осудили и учение номиналиста Росцелина на церковном соборе в городе Суассоне (1092) и заставили его отречься от своих еретических представлений. Философские сочинения Росцелина уничтожались. Поэтому-то они не сохранились.