Платон считает путем к истинному знанию диалектику, Аристотель – логический метод. Аристотель изложил учение о законах мышления и познания (то, что теперь называется логикой) с такою основательностью, с таким глубокомыслием, что все последующие мыслители не могли прибавить ничего существенного к разъясненному им. Трактаты его, посвященные исследованию законов познания, соединены в одну группу, называющуюся «Органон». Важнейшие из них: трактат о «Категориях» (высших родовых понятиях); два трактата об умозаключениях («Аналитика»); небольшой трактат «Об истолковании» (быть может, ошибочно приписываемый Аристотелю) и «Топика».
Общая цель всех трактатов, соединенных под названием «Органон» – разъяснение сущности и форм умозаключений, законов и форм правильной аргументации; о понятиях и суждениях Аристотель говорит лишь мимоходом. Эти отделы логики составляют у него только предисловие к учению о познании. «Разумное познание», по понятиям Аристотеля, – только то, которое приобретается посредством аргументации; он с такою же резкостью, как Платон, говорит, что во «мнениях массы», в грубых чувственных представлениях вообще нет истинного знания. Но аргументация не приводила бы ни к чему прочному, превращалась бы в бесконечную диалектику, если бы не имела своим основанием достоверных данных, не требующих никакого доказательства. Согласно Аристотелю, такие истины есть; они составляют предмет непосредственного познания. Ум доходит до них не посредством аргументации, а путем индукции, выводом общих положений из фактов. Чем полнее наши сведения о фактах, тем достовернее вывод, даваемый индукциею. Но всех фактов знать нельзя; потому индукция всегда ведет только к вероятности; результаты её только «гипотезы».
Аристотель. Иллюстрированная биография
Для приобретения достоверного познания сущности вещей необходимо соединение аргументации с индукциею, анализа с синтезом. Но в чем источник истинного знания? – По теории Платона, оно проистекает из воспоминания о мире идей, который видела душа в жизни, предшествовавшей рождению тела. По учению Аристотеля, в основе познания лежит врожденная способность души составить общие понятия; по его мнению, душа в начале жизни подобна вощёной дощечке, на которой еще ничего не написано, но которая способна стать исписанной. (По позднейшему латинскому выражению: «tabula rasa» – «чистая доска».)
Итак, по убеждению Аристотеля, душа одарена способностью к достоверному познанию, она способна приобретать знание истины. Она приобретает его, восходя путем индукции от чувственных впечатлений к общим понятиям; понятия выводятся из явлений, потому они должны быть присущи самим явлениям, и потому у Аристотеля (в отличие от Платона) мир вещей, явлений имеет в себе реальность, истину. Он разнообразен, и знание, извлекаемое из него, разнообразно. Задача философии состоит в том, чтоб объединить познания, приобретаемые индукцией, объединить опытные науки и тем придать знанию истины ясность и систематичность.