Виднейший представитель гностицизма Василид (или Базилид), уроженец Александрии, учивший в первой половине II в. н. э., в духе большинства гностиков ставил основной идеей своей системы представление о царстве света и царстве тьмы. Верховное существо в царстве света, по Василиду, – бог, совершенно непостижимый и не имеющий имени. Он существует в вечности вне преемства времени; в нем сокрыты все семена жизни. Из этого первобытного существа развивается мир блаженных духов (эонов). Эти духи – олицетворения идей. В гностическом учении Василида их насчитывается семь: Разум (Nus), Ум (Logos), Мышление (Phronesis), Мудрость (Sophia), Сила (Dynamis), Справедливость (Dikaiosyne), Мир (Eirene). Первобытное существо привлекает их к себе, они возвышаются к нему и вместе с ним образуют первую священную восмерицу (огдоаду) или первое небо. Этот первый мир духов окружен вторым миром духов, образующим его отражение. Второй мир духов составляют в философии Василида олицетворенные силы; им правит Святой Дух. Второй мир окружен третьим, третий четвертым и т. д., так что число всех духовных миров, или небес 365.
Все эти миры – проистекли от бога, они – его отражение, и бог познает в них свое существо. Все вместе они называются у Василида таинственным, часто встречающемся в гностицизме словом Абраксас (Abraxas – буквы этого слова по своему значению в греческой нумерации, образуют число 365). Слово Abraxas имеет, по Василиду, магическую силу. Низший мир и человечество находятся под управлением духа, называющегося Архонтом (правителем). Он – орудие высшего божества, ведущее видимую вселенную к её цели – очищению. Он – тот иудейский бог, чьё откровение дано через Моисея и который давал вдохновение пророкам.
Но Василид учит, что Архонт не имел такого могущества и такой мудрости, какие были нужны для исполнения лежавшего на нем дела. Поэтому, когда пришло нужное время, первый происшедший из верховного существа дух, Разум (Nus), соединился с человеком Иисусом, чтобы дать людям полное божественное откровение. Это соединение совершилось во время крещения Иисуса, и тогда Иисус, сын Иосифа и Марии, сделался сыном божиим. Страдал и умер только человек Иисус, а не соединившийся с ним Разум. Пострадать и умереть Иисусу было необходимо для очищения от материи, от греха, потому что материя – источник греха. Таким образом, по учению Василида, грех был и в Иисусе, но количество этой греховности в нём было чрезвычайно мало.
Как Иисус очистился страданием, так и для всякого человека страдание имеет очищающую силу. По примеру большинства гностиков Василид утверждает, что страдания должны считаться благами, милостью божией; в особенности такова мученическая смерть. Чем больше освобождается человек от материального мира, от тьмы и страстей, присущих материи, тем ближе он к спасению, к вступлению в блаженный мир духов.