Одной из самых замысловатых гностических систем является учение Валентина, уроженца Александрии, переселившегося в 140 году в Рим и прожившего там до 160 года. Валентин составил свое учение под влиянием идей Платона. Согласно Валентину, из первобытного божественного существа, в котором самосознание сохраняет покой, подобный бессознательности, произошел ряд других существ, произведенных актом его любви. Эти существа исходят из него четами (парами); в каждой чете одно существо – дух мужского пола, другое – женского пола. Первую высочайшую чету образуют божественный Разум (Nus) и Истина. Из этого небесного супружества (Сизигии) происходят Логос и Жизнь; из их супружества – Человек и Церковь, Таким порядком, в учении Валентина, исходят одни из других тридцать духовных существ, которых он называет эонами (важнейший гностический термин). Все они – отражения божественного существа и прототипы явлений духовной жизни. Духовный мир, в котором они существуют Валентин называет Плеромой («Полнотой»). Это – полнота божественной жизни.
Валентин учит, что эоны проникнуты стремлением воссоединиться с первобытным существом, из которого они произошли. Женское существо самой последней четы этих духов, Мудрость (Sophia), так сильно стремится к воссоединению, что, увлекаясь этой жаждой, ниспадает из Плеромы и бесприютно скитается в бедственной тоске. В этом состоянии они рождает Демиурга, творца видимой вселенной. Демиург, по учению Валентина, формирует вселенную из хаоса – вещества, лишенного всякой формы и всяких определенных качеств.
Демиург создаёт вселенную по божественной идее, но созданию его недостает совершенства. Чтобы восстановить гармонию, нарушенную несовершенствами видимой вселенной, из первобытного божественного существа исходит новая чета эонов: Христос и Святой Дух. Из их сочетания, согласно учению Валентина, произошел человек Иисус, делающийся Спасителем (Soter). Он как человек, родился от Марии; но, кроме земного тела, имел небесное, так что человеческий образ был только его оболочкой. Люди, познающие его, то есть «истинные» христиане (христиане, принявшие высшую гностическую истину), становятся «духовными» существами. Люди же иудейской веры остаются только на степени «душевных» (психических) людей, а язычники занимают низшую степень, оставаясь «чувственными» людьми.
Валентин учит, что в конце существования видимой вселенной Спаситель, окруженный духовными людьми, собранными к нему силой истины, возвратится в Плерому. Демиург с душевными людьми останется у пределов Плеромы, а материальный мир обратится в ничто.
Последователи системы Валентина составляли самую влиятельную из гностических сект. Она делилась на две школы – восточную и италийскую – и еще продолжала существовать в IV веке. Учение Валентина (в частности, образ Софии) оказало некоторое влияние на знаменитого русского философа Владимира Соловьёва.