В развитии философии Фридриха Ницше можно различать несколько творческих периодов. В первом из них Ницше находится всецело под влиянием Шопенгауэра и Вагнера, во втором – делает попытку спокойно замкнуться в тесных пределах позитивизма. Третий период отмечен у Ницше преходящими вспышками жизнерадостной энергии и напряженным поэтическим творчеством в духе мистического импрессионизма. Четвертый период совпадает у Ницше с болезненным душевным распадом и характеризуется быстрыми переходами от полного пессимистического отчаяния к обычным самообольщениям мании величия.

 

Философия Ницше. Кратко и понятно, простым языком. Слушать аудиокнигу

 

Идейное наследие Ницше лишено подлинной творческой самобытности и в своих основах целиком предвосхищено античными софистами, индивидуалистами эпохи Возрождения, скептиками французского просвещения, Стендалем, Максом Штирнером и др. Центр тяжести всей философии Ницше составляет в его собственных глазах радикальная переоценка традиционных этических ценностей. Не признавая в этом отношении у себя почти никаких предшественников, Ницше полагает, что впервые подверг беспощадному сомнению самый принцип нравственного долга и подметил давно обозначившиеся в мировой истории два типа религиозно-политического мировоззрения: мораль господ и мораль рабов. Вся этика Ницше построена на тенденциозном истолковании «упадка», «декаданса», сделавшего из человека больное существо с постоянно тревожной совестью, бессильной волей и извращенными инстинктами.

Во втором периоде своего философского развития Ницше с увлечением говорил, что на смену этому многовековому религиозно-общественному укладу духовного рабства и эстетического безвкусия должна и может придти счастливая пора духовного и творческого освобождения и жизнерадостного торжества хотя бы для немногих счастливых избранников. Эти оптимистические надежды, быстро погасшие, Ницше выразил в своих сочинениях: «Утренняя заря» («Morgenrothe»), «Весёлая наука» («Frohliche Wissenschaft»), «Так говорил Заратустра» («Also sprach Zaratustra»), «По ту сторону добра и зла» («Jenseits von Gut und Böse») и других. Последний, четвёртый, чисто пессимистический период творчества Фридриха Ницше сказался в «Воле к власти» («Der Wille zur Macht»), «Казус Вагнер» («Der Fall Wagner») и «Се человек» («Ессе Homo»), несмотря на их как будто бы бодрый, задорный и наступательный тон.