Скептическая школа Пиррона была основана несколько ранее, чем стоическая и эпикурейская школы; она стоит близко к последним по своим практическим задачам, но цель жизни она пытается найти не через посредство какого-либо определенного научного убеждения, а, напротив, через отказ от всякого такого убеждения. Пиррон из Элиды, вероятно, был уже знаком с учением элидо-мегарской школы, когда он вместе с Анаксархом (учеником Демокрита) участвовал в походе Александра Македонского в восточные страны; через него он, быть может, ознакомился и с сомнениями Метродора. Позднее на своей родине, где он жил очень бедно, но пользуясь всеобщим уважением, он основал собственную школу, которая, однако, не получила большого распространения. Пиррон дожил до 90 лет и умер, по-видимому, около 275 года до Р. X. Он не оставил никаких сочинений; его учение уже древние знали лишь из сочинений его ученика Тимона из Флиунта, который позднее жил в Афинах и умер здесь, также в возрасте около 90 лет, после 241 г. до Р. X.

Чтобы счастливо жить, нужно, по мнению Тимона, уяснить себе троякое: каковы свойства вещей, как мы должны относиться к ним и какую пользу может принести нам это отношение к вещам.

Однако, на первые два вопроса можно только ответить, что свойства вещей нам совершенно неизвестны, так как восприятия показывают их нам не какие они есть, а лишь какими они нам кажутся, а наши мнения совершенно субъективны; поэтому мы никогда не можем ничего утверждать (ουδέν δρίζειν), никогда не имеем права говорить: «это – таково», а должны всегда лишь говорить: «это кажется мне таковым»; и, таким образом, воздержание от суждения (εποχή, αφασία, άκαταληψία) есть единственное правильное отношение к вещам. Но если мы будем соблюдать это отношение, то, как полагают Пиррон и Тимон, непроизвольным результатом его явится атараксия (философская невозмутимость) или апатия. Ибо кто отказывается что-либо знать о свойствах вещей, тот не может приписывать какой-либо вещи большую ценность, чем иной. Он не будет думать, что нечто само по себе хорошо или дурно, а будет выводить эти понятия из закона и обычаев; он будет равнодушен ко всему остальному, будет искать только правильного душевного настроения или добродетели, и вместе с душевным спокойствием найдет и блаженство. Поскольку же он вынужден действовать, он будет следовать вероятности, природе и традициям.

Философия Пиррона

Пиррон сохраняет спокойствие во время морской бури. Картина 1-й четверти XVI века

 

При научном обосновании этих учений Пиррон, по-видимому, не исследовал более глубоко отдельных представляющихся здесь проблем: десять скептических тропов, которые приписывают ему позднейшие писатели, принадлежат, скорее, лишь более позднему скептику – Энесидему. Нам сообщают имена некоторых учеников Тимона, но то были последние осколки пирроновского скептицизма. Его заменил, начиная с середины третьего века до Р. Х., скептицизм платоновской Академии.

Если вам нужны более подробные сведения по этой теме, прочтите статью Скептицизм Пиррона