Роджер Бэкон – английский монах и философ, родился ок. 1214, умер в 1292 или в 1294; учился в Оксфорде, в Париже получил степень доктора богословия. По возвращении в 1240 в Оксфорд он вступил во францисканский орден и читал в университете лекции, на которые стекалось много слушателей. Присущее Бэкону влечение к истине побуждало его работать во всех областях знания; он занимался, между прочим, астрологией и алхимией, но преимущественно привлекали его физические исследования. Он изобрел увеличительные стекла, высказал весьма остроумные мысли о преломлении лучей и перспективе, о кажущейся величине предметов, об увеличении солнечного и лунного диска на горизонте, описывал смесь, горящую в воде, и состав, очень схожий с порохом. Как астроном и математик, Бэкон тоже опередил свой век. Им были обнаружены погрешности в юлианском календаре и их причины и составлен исправленный календарь, очень близкий к истине.

Роджер Бэкон

Статуя Роджера Бэкона в оксфордском университетском музее

 

Прозванный почитателями «Doctor mirabilis» («Удивительный учитель»), Роджер Бэкон прослыл магом у так называемых «темных людей». Когда он восстал против образа жизни духовенства и особенно монахов, требуя от папы реформы, последний лишил его права преподавания, а так как эта мера не подействовала, велел заточить его в темницу на хлеб и на воду. Только после вступления на папский престол (1265) Климента IV, бывшего легата в Лондоне и горячего поклонника Бэкона, последний был освобожден и написал, по желанию папы, в свою защиту «Большое сочинение» («Opus majus»).

Новые гонения начались при преемниках Климента, умершего в 1268. Генерал францисканского ордена, Джироламо д'Асколи, воспретил чтение сочинений Бэкона и, с согласия Рима, опять лишил его свободы (1278). Это второе заточение (скорее всего, домашний арест) длилось более десяти лет. Когда д'Асколи стал папой (1288), под именем Николая IV, Бэкон представил ему свое «Рассуждение о средствах, как предупреждать болезни старости», тщетно пытаясь убедить его в невинности и полезности своих работ. Только после смерти Николая IV он был освобожден и прожил последние дни в Оксфорде.

Хотя преследования Бэкона мотивировались всегда его химическими и физическими исследованиями, настоящая причина непримиримой вражды духовенства заключалась в том, что он выступил врагом привилегий церковного клира, противником схоластики, с её односторонностью и заблуждениями, настаивал на преобразовании обучения и провозглашал реформу науки и церкви. Предвосхищая своего однофамильца XVII столетия, Фрэнсиса Бэкона, он требовал возвращения к опытному исследованию природы, а с другой стороны – к Святому писанию и древним, желал, чтобы наряду с естественными науками изучались преимущественно языки. В теологии, которую он сводил к немногим теоретическим положениям, Бэкон выдвигал на первое место мораль, громко осуждая невежество и развращенность духовных лиц. Эти идеи не были бесплодны: после такого необычайного толчка средневековая схоластика быстрее пошла к окончательному упадку.

«Opus majus» – главное сочинение, заключающее в себе философские, физические и другие рассуждения Бэкона. Не получив от папы ответа на это произведение, обращенное к нему, он написал «Малое сочинение» («Opus minus»), а когда и последнее осталось без ответа, переработал оба в «Третье сочинение» («Opus tertium»).