Отношение Платона к религии и искусству его народа определяется также его нравственно-политическими соображениями; со своей стороны, религия и искусство стояли в теснейшей связи между собой в стране, где поэты замещали богословов и давали религиозные откровения и где театр был составной частью культа.
Великий греческий философ Платон
Собственная религия Платона была тем философским монотеизмом, для которого божество совпадает с идеей блага, вера в провидение – с убеждением, что мир есть творение разума и отображение идеи, почитание божества – с добродетелью и познанием. Такой же характер имеют и его популярные суждения о Боге или богах; впрочем, эти суждения, в особенности в отношении веры в провидение и теодицеи, выходят за пределы строго последовательных выводов его системы. В мировоззрении Платона это тем более легко, что он не сравнил критически логическую и конкретную форму этой веры между собой, и, в частности, не ставил вопроса – возникшего гораздо позднее – о личностном характере божества.
Наряду с божеством в абсолютном смысле (Мировой душой), Платон называет идеи вечными богами, а космос и звезды – видимыми богами. В то же время Платон не скрывает, что божества греческой мифологии он считает созданиями фантазии, и высказывает резкое порицание многим мифам, имеющим безнравственное и недостойное божества содержание.
Тем не менее он хочет сохранить эллинскую религию, как религию своего государства, а ее мифы делает первой основой воспитания, под условием, что они будут очищены от указанных вредных примесей – он требует не вытеснения, а только реформы народной веры.
См. статью Философия Платона.