Искусство Платон оценивает, как и религию, прежде всего с точки зрения его этического влияния. Именно потому, что он сам был художником-философом, он неспособен оценить чистое искусство, не служащее никакой посторонней цели.

Философ Платон

Великий греческий философ Платон

 

Понятие прекрасного он сводит на сократовский лад, без более точного расчленения его своеобразия, на понятие блага. Искусство он рассматривает, как подражание (μίμησις), но подражание не существу вещи, а лишь ее чувственному проявлению. Он упрекает искусство в том, что, порождаемое неясным вдохновением (μανία), оно одинаково требует нашего интереса к ложному и истинному, дурному и хорошему, что во многих своих созданиях, как особенно в комедии, оно льстит нашим низшим склонностям и своей пестрой игрой наносит ущерб простоте и принципиальности характера.

Чтобы получить высшее оправдание, искусство должно подчиниться задачам философии; на него надлежит смотреть как на средство нравственного воспитания; высшая его задача должна состоять в том, чтобы внушать любовь к добродетели и отвращение к пороку.

Этим мерилом должны руководиться государственное управление и надзор, которым Платон в своих двух больших политических трактатах («Государство» и «Законы») хочет подчинить искусство и, главным образом, поэзию и музыку, вплоть до мельчайших подробностей. Он изгоняет из своего государства не только все безнравственные и недостойные рассказы о богах и героях, но и всякую изысканную и изнеживающую музыку, всю подражательную поэзию, а следовательно, также и Гомера.

Сходным образом Платон требует, чтобы ораторское искусство, обычное упражнение в котором он решительно отвергает, было преобразовано во вспомогательное средство для философии.

Подробнее см. в статьях Платон о прекрасном, Эстетика Платона. См. также Философия Платона.