Из учения Фомы Аквинского о разуме и вере (см. статью об этом) выясняется его взгляд на сущность разницы между философией и теологией. Предметом философии служат истины разума, а предметом теологии – истины откровения. Если известная истина является одновременно и истиной разума, и истиной откровения, то философия трактует ее по первому качеству, а теология по последнему. Философия в качестве основы для своих умозаключений пользуется принципами разума, а теология – принципами откровения. Философия от творений восходит к Богу, а теология исходит от Бога и нисходит к творениям Его. Философия исследует существо последних, а теология рассматривает их только в отношении к Богу.

Философ Фома Аквинский

Фома Аквинский в окружении ангелов. Художник Гверчино, 1662

 

Теология сходится с философией в том, что как та, так и другая есть наука преимущественно спекулятивной природы. Но теология выше философии, с одной стороны, благодаря свойственной ей большей достоверности, обусловленной тем, что она черпает истины из неложного света премудрости Божией, в то время, как философия черпает их только из обманчивого света разума, с другой – в силу возвышенности и богатства её содержания, так как она имеет своим предметом такие истины, которые превосходят естественные способности разума. Насколько теология пользуется законами философии для того, чтобы подняться, до известной степени, к спекулятивному познанию тайн веры, настолько философия находится в услужении у теологии.