Александр Солженицын

 

КОММУНИЗМ: У ВСЕХ НА ВИДУ – И НЕ ПОНЯТ

 

Статья для журнала «Time»

 

Александр Солженицын

Александр Исаевич Солженицын

 

Гибельные ошибки Запада относительно коммунизма начались с 1918: с самого начала западные правительства не увидели себе смертельной опасности. В России тогда объединились против коммунизма все прежде враждовавшие силы – от государственных до кадетов и правых социалистов. Не соединённо с ними в одних рядах, разрозненно, но тысячами крестьянских и десятками рабочих восстаний сопротивлялась коммунизму вся толща народа. Красная армия была собрана расстрелами десятков тысяч уклонявшихся от большевицкой мобилизации. И этого нашего национального противостояния коммунизму западные державы не поддержали. На Западе распространялись самые фантастически-розовые представления о коммунистическом режиме – и «прогрессивная» общественность Запада горячо приветствовала его, хотя уже в 1921 в 30 губерниях России шёл камбоджийский геноцид. (Ещё при жизни Ленина было уничтожено невинного гражданского населения не меньше, чем при Гитлере, – а сегодня американские школьники, единодушно называя Гитлера величайшим злодеем истории, – считают Ленина благодетелем.) Западные страны, соревнуясь между собой, спешили экономически укрепить и дипломатически поддержать советский режим, который не мог бы выжить без этой помощи. Смерть 6 миллионов от голода на Украине и Кубани Европа протанцевала.

Чего этот прославленный режим стоит – обнаружилось всему миру в 1941 году: от Балтийского до Чёрного моря Красная армия откатывалась как сдутая ветром, несмотря на своё численное превосходство и прекрасную артиллерию, – откатывалась, как не знала Россия 1000 лет и не знала военная история человечества. За несколько месяцев сдалось в плен около 3 миллионов воинов! Это и было открытое выражение, что наш народ жаждет конца коммунизма, – и Запад не мог этого не понять, если бы хотел видеть. Но Западу близоруко казалось, что все мировые угрозы – в одном Гитлере, а с его свержением уже не останется опасности на Земле. Запад тогда всеми силами помогал Сталину оседлать национальную лошадь под коммунистическую власть. Так во Второй мировой войне Запад защищал не всеобщую свободу, но лишь свободу для себя. И в конце войны выдавал Сталину на расправу русские дивизии, татарские и кавказские батальоны и сотни тысяч военнопленных и подневольных, стариков, женщин и детей, не желавших возвращаться под гнёт, – и выдача эта производилась со стороны Запада фашистско-коммунистическими методами, британские солдаты сами кололи и стреляли казаков, своих союзников по Первой войне, чтоб только купить дружбу со Сталиным. Сталин играл Рузвельтом как игрушкой, легко обеспечил себе захват Восточной Европы, – от Ялты началась 35-летняя полоса американских капитуляций, лишь коротко прерванная в Западном Берлине и в Корее (когда сопротивлялись – тотчас и выигрывали). Я уже выражал, что весь период от 1945 по 1975 есть как бы ещё одна мировая война, без боя и беззащитно проигранная Западом, отдавшим мировому коммунизму два десятка стран.

Основа этих капитуляций была двойная. Во-первых, духовная слабость всякого благополучия, которое боится собою рисковать. Но во-вторых, и никак не меньше, полное непонимание смертельно злобной непримиримой природы коммунизма, единой и опасной для всех стран. Феномен коммунизма XX века объясняют неисправимыми свойствами русской нации, – по сути расистский взгляд. (А в Китае? Вьетнаме? Кубе? Абиссинии? да хоть и Жорж Марше?) Ищут порчу только не в самом коммунизме. Агрессивность его объясняют (Гарриман) напуганностью чужой агрессией, – и только поэтому колоссальные вооружения и захват новых стран? Западные дипломаты строят зыбкие расчёты на каких-то несуществующих «правом» и «левом» крыльях Политбюро, когда все там едины в стратегии мирового захвата и неразборчивы в средствах. Если бывает в Политбюро борьба, то чисто личная, и она не может служить никакому дипломатическому использованию. Средний советский человек, лишённый всей мировой информации и советологической литературы, всё это знает отлично. И неграмотные афганские пастухи разобрались безошибочно: они сжигают портреты именно Маркса и Ленина, а не развешивают уши к тому, что Брежнев был болен и только поэтому их оккупировали. (Трезвые средние американцы тоже понимают природу коммунизма лучше своих публицистов и учёных.)

Спросите раковую опухоль – зачем она растёт? Она просто не может иначе. Так и коммунизм: не может не захватывать новых стран, злобным инстинктом, а вовсе не разумом стремясь к захвату и всего мира. Коммунизм – это новое качество, не виданное во всей мировой истории, и бесплодно искать аналоги. Все предупреждения Западу о беспощадной и ненасытной природе коммунистической власти остаются втуне: этого не хотят принять именно потому, что это слишком страшно. (Разве в Афганистане трагедия произошла не 2 года назад? Но Запад закрывал глаза и оттягивал, сколько мог, – для призрака разрядки.) Десятилетиями отнекиваются: «мирное сосуществование», «разрядка», «миролюбие кремлёвского руководства», – а тем временем коммунизм отхватывает страну за страной и берёт новые ракетные уровни. И самое поразительное: коммунисты десятилетиями не скрывали (пока ещё не поумнели), объявляли громко, что их задача – уничтожить буржуазный мир, – а Запад только улыбался: «какая крайняя шутка». Но уничтожить класс – это уже продемонстрировано в СССР: это значит – физически уничтожить те 10 – 15 миллионов, которые составляют класс, – и рука коммунистов ещё никогда не дрогнула. Как и сослать целый народ в 24 часа в пустыню. Свои «идеалы» коммунизм может осуществлять только за счёт уничтожения коренной основы жизни всякой страны. И кто это понимает – не подумает, что китайский коммунизм миролюбивее советского (просто – зубы не отросли), или титовский коммунизм хорош по характеру: на таком же кровавом замесе, на массовых убийствах укрепился и он, – но только Запад по слабонервности предпочёл этого не заметить в 1943-45. Кто понимает – не будет гадать: доходит или не доходит мировая помощь до умирающих камбоджийцев через власти Сам-Рина? – конечно, не доходит, конечно, всё отгребается для армии и государства, а люди – подыхайте.

Вся комедия «разрядки» нужна коммунизму только для того, чтоб укрепиться за счёт западных финансов (эти займы не будут возвращены) и западной техники, – перед тем как начать следующее большое наступление. Коммунизм крепче и долговечнее нацизма, он и гораздо тоньше и умней в пропаганде и умеет разыгрывать такие комедии.

Коммунизм не переродится никогда, он всегда будет являть человечеству смертельную угрозу. Это – как инфекция в мировом организме: как бы она ни притаилась – она неизбежно ударит заражением. И не надо хвататься за иллюзии, что есть страны с иммунитетом против коммунизма: любая ныне свободная страна может быть доведена до обморока и полного подчинения.

А тем не менее всё появляются, и в немалом числе, такие целители, которые над остро-инфекционной коммунистической заразой ставят успокоительный диагноз: «эта болезнь – не заразна, это – наследственная русская болезнь, и она никогда не перекинется на нас». И вот их лечение: только не сердить брежневский режим! но поддерживать его и снабжать, а ненавидеть и противиться надо – всякому возрождению русского национального сознания, – того единственного, что реально ослабляет советский коммунизм изнутри! Это – целая последовательная кампания, её ведут видные американские профессора и публицисты, а безответственную пристрастную информацию им поставляет группа новых эмигрантов из Советского Союза. Эта пропаганда – безумна для самого Запада и обезоруживает его. После того как национальные силы нашей страны были первый раз преданы Западом в гражданскую войну и второй раз во Вторую мировую – теперь открыто призывают совершить это предательство в третий раз! Этот совет – губительный для русского народа и других народов СССР, – но столько же губительный и для Запада: на погибель нам – но и на погибель вам! Сейчас коммунистическая верхушка со своей одряхлевшей идеологией снова мечтает оседлать русский национализм для своих имперских целей, – а такие западные руки толкают коня под всадника – под всадника против себя самих! – не оставляя коню никакого другого выхода.

Коммунизм враждебен всякой национальности и уничтожает всякую. Американское антивоенное движение долго тешило себя надеждой, что в Северном Вьетнаме национализм и коммунизм гармоничны, что коммунизм-то и заботится о национальном самоопределении своего любимого народа. Но погребальная флотилия вьетнамских лодок в океане, даже сосчитанная в своей непотонувшей части, – быть может не самым пламенным деятелям того движения, но хоть некоторым объяснила, где истинно находится (и всё время находилось) национальное самосознание. И жгучие страдания миллионов умирающих камбоджийцев (к которым мир уже и привыкает) ещё разительней показывают то же. А Польша – всего лишь молилась несколько папских дней, и только слепые могли не увидеть, где народ, а где коммунизм. А ещё – будапештские повстанцы. А ещё – восточные немцы, зачем-то умирающие под берлинской стеной. А ещё – китайцы, зачем-то переплывающие акульное море под Гонконгом. Китай – глуше всех скрывает свои тайны, – и вот Запад спешит поверить хоть в этот «хороший, миролюбивый» коммунизм. Но та же смертельная пропасть и ненависть лежит между китайским правительством и китайским народом.

В таком же соотношении с коммунизмом находится и русское национальное сознание. Запад беспечно – и горько для нас – путает в употреблении слова «русский» и «советский», «Россия» и «СССР», а применять первое ко второму – подобно тому как признать за убийцей одежду и паспорт убитого. Бездумное заблуждение – считать русских в СССР «правящей нацией». Нет, они приняли на себя ещё от Ленина самый первый сокрушающий удар, положили ещё тогда миллионы мёртвых (да убитых по выбору, всех отменных), ещё прежде геноцидной коллективизации. Тогда же вся русская история была облита помоями, церковь и культура раздавлены, уничтожены духовенство, дворянство, купечество, за ними и крестьянство. Впоследствии удары от власти получали и все другие народы, но сегодня русская деревня находится на самом низком в СССР жизненном уровне, русские провинциальные города – самые низкие по снабжению. На огромных просторах нашей страны – нечего есть, и закупки американского зерна никак не улучшили народного питания (зерно идёт в мобилизационные амбары). Русские – главная масса рабов этого государства. Русский народ измождён, биологически вырождается, его национальное сознание унижено, подавлено. От души русского народа воинствующий национализм сейчас далее всего, империя ему отвратна. Но коммунистическое правительство зорко следит за своим рабом и более всего подавляет его бескоммунистическое сознание, – оттого гноят в лагерях его свободомыслящих (Огурцов – 20 лет, Осипов – 15, Орлов – 12), снова арестовывают священников – духовных учителей народа (о. Глеб Якунин, о. Дмитрий Дудко), невинный комитет защиты верующих, доедино – общины молодых христиан, ссылают академика Сахарова.

В ожидании Третьей мировой войны Запад снова ищет, кем заслониться, – и находит себе в союзники коммунистический Китай! Это снова предательство – не только Тайваня, но всего угнетённого китайского народа, – ибо его толкают конём под коммунистического всадника. Поддерживая дружбу с китайским правительством, Америка помогает укрепить гнёт над китайским народом. Но кроме того – это безумная, самоубийственная политика: снабдив миллиардный Китай американским оружием, вы победите СССР, но уже дальше никакая масса на Земле не удержит коммунистический Китай от мирового господства.

Коммунизм останавливается только тогда, когда встречает стену, – хотя бы стену непоколебимой воли. И такую стену теперь не избежать создавать Западу в его уже крайнем положении. А между тем 20 возможных союзников уже отданы во власть коммунизма после Второй мировой войны. А между тем вашей технологией уже развиты устрашающие военные силы коммунизма. Теперь придётся устанавливать стену из оставшихся сил. Нынешнему поколению Запада придётся самому стать стеной на той дороге, по которой его предки легкомысленно отступали 60 лет.

Но! – все порабощённые народы за вас: и русский народ, и все народы СССР, и китайский, и кубинский. И только в расчёте на этот союз и эту помощь может иметь успех стратегия Запада. Только вместе с ними вы составляете решающую силу на Земле. И принципиально: если отстаивать свободу не только свою, но и всего мира, то нет другого пути.

Конечно, это потребует от ваших политиков, дипломатов и военных решительной перестройки нынешних представлений, приёмов и тактики.

Пять лет назад всеми моими предупреждениями правительственная Америка пренебрегла. Вольно вашим деятелям пренебречь и сегодняшними. Но сбудутся и они.

 

Январь 1980

Вермонт

 


 

Пояснение Н. Д. Солженицыной: «Коммунизм: у всех на виду – и не понят». – Статья написана в январе 1980 по просьбе американского журнала «Time» на тему, которой автор касался и раньше: о проблеме «Россия – СССР» и о природе коммунизма. Статья была попыткой обращения к самой широкой аудитории. Писалась одновременно со следующей пространной статьёй для специального круга («Чем грозит Америке плохое понимание России») и является сжатым вариантом некоторых её положений. По-английски в журнале «Time» (18.2.1980) ещё немного сокращена по издательским условиям; опубликована в нескольких странах Европы. По-русски – первая журнальная публикация в «Вестнике РХД», 1980, №130. В России впервые – в новосибирском бюллетене «Граду и Mipy (Urbi et Orbi)», 1990, № 4.