Первоначальным местом поселения славян обычно считают Прикарпатье, откуда они распространились на север, юг и северо-восток и разделились на 3 группы: восточных или русских, западных (чехо-моравов, поляков и славян полабских) и южных (болгар и сербов).

В течение VII – IX веков славяне образовали отдельные государства – чешское, моравское, польское, болгарское, русское и несколько позже сербское. Рассказы западноевропейских, византийских и арабских писателей, знавших славян, известия летописные, а также устные предания и песни, сохранившиеся от времен язычества, дают нам понятия о жизни и религии русских славян язычников. Славяне жили родовым бытом. Они делились на несколько мелких племен, живших отдельно одно от другого.

 

Боги древних славян

 

Эти племена были следующие: славяне ильменские – на берегах Ильменского озера, кривичи – по верховьям Западной Двины, Волги и Днепра, дреговичи – между Припятью и Западной Двиной, радимичи – на берегах Сожи, вятичи – на Оке, северяне – на Десне и Сейме, древляне – на Припяти, поляне – по среднему течению Днепра, бужане – по Бугу, тиверцы и уличи – по Днестру и Пруту, белохорваты – в нынешней восточной Галиции.

Каждое из этих мелких племен состояло из отдельных родов, живших особо и владевших особою частью земли, что было возможно при малонаселенности и обширности земель, занятых славянами. Каждый род управлялся родоначальником (старейшина, князь) и сообща владел всем родовым недвижимым имуществом, пока с течением времени не образовалась отдельная семейная собственность. Для дел, касавшихся целого племени, все его роды сходились на общую сходку – вече, причем право голоса принадлежало только родоначальникам. Взаимные раздоры родов проявлялись и на вечах.

Славяне жили оседло, занимаясь земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей и пчеловодством; вели также и меновую торговлю с соседями. Жилищами их были простые деревянные избы, построенные в безопасных местах – в лесах, около рек, болот и озер. Были у них и города, состоявшие из таких же изб и окруженные валом или забором, где происходили их вечевые сходки и где они защищались в случае нападения врагов.

Славяне отличались высоким ростом, румяным лицом, русыми волосами и серыми глазами; эта были люди сильные, крепкие, выносливые. В пищу они употребляли животных, рыб и птиц, просо, гречиху, молоко; любимым напитком служил мед; одежда состояла из полотняного платья и кожи животных; вооружением были копья, стрелы, дротики, мечи и щиты. Миролюбивые по отношению к соседним народам, между собою они вели частые споры. В военное время славяне умели храбро защищать себя и употребляли разные военные хитрости. Из их языческих обычаев замечательны обычаи кровавой мести и гостеприимства; ценя выше всего свободу, они по истечении известного срока отпускали на волю своих пленных рабов.

 

Мифические существа славян

 

Семейная жизнь их была основана на повиновении младших членов рода родоначальнику, детей отцу; по смерти отца власть над малолетними детьми переходила к матери. Брачные обычаи их были троякие: невесту похищали (умыкали) или покупали, заключался брак и по взаимному согласию; бывали случаи многоженства. Хотя славянская женщина находилась в полном повиновении у своего мужа и исполняла тяжелые домашние работы, она была очень привязана к мужу и, по некоторым известиям, после его смерти добровольно шла на сожжение вместе с его трупом.

Не понимая сил и явлений природы, но сознавая их сильное влияние на успехи земледелия, славяне поклонялись им, как добрым и злым богам (см. статьи Русское язычество и Славянская мифология). Так они боготворили солнце под именем Даждьбога или Хорса, гром и молнию под именем Перуна, который считался в то же время богом войны и пользовался особенными, почитанием, Волоса или Велеса, который, будучи сначала солнечным богом, явился потом покровителем земледелия, защитником торговли, охранителем стад, вдохновителем певцов и гусляров, и ветер под именем Стрибога. Кроме главных богов, у славян было много второстепенных: лешие, русалки, водяные и домовые (души умерших предков). Богов своих они чествовали праздниками, состоявшими в жертвоприношениях животных и даже людей, в молитвах, гаданьях и заканчивавшимися пиром и играми. Главные праздники были в честь бога солнца: Коляда или рождение солнца около нашего Рождества, Красная горка на фоминой неделе, Семик в четверг на 7 неделе после Пасхи, и Купала в ночь с 23 на 24 июня.

Русалки

Русалки выходят из воды перед Троицей. Картина К. Маковского на тему русских языческих сюжетов. 1879

 

Русская языческая религия не достигла такого развития, как у других народов (например, у греков); она состояла в непосредственном поклонении силам и явлениям природы, но олицетворения этих сил и явлений, представления их в определенных образах у русских славян не было. Общественного служения богам, храмов и жрецов у русских славян также не было; каждый родоначальник был в то же время и жрецом, и члены семьи молились у себя дома преимущественно покровителю семьи – домовому. Хотя из среды народа и выделялись волхвы и кудесники, которые преимущественно знали языческие молитвы и заговоры, занимались гаданиями и пользовались за то уважением, но они не имели значения жрецов. Веря в загробную жизнь, славяне представляли её продолжением земной; мертвых сжигали или хоронили в могилах и совершали по ним тризну, т.е. пир в соединении с разными играми. Памятником этой языческой жизни славян остается народная поэзия – заговоры, наговоры, приметы, пословицы, загадки, песни, сказки, былины, которые переходят с древних времен из уст в уста и до сих пор сохраняются в народе.