О реформах Избранной Рады читайте также в Учебнике русской истории академика С. Ф. Платонова (§ 58. Первый период царствования Ивана IV. Внутренняя деятельность) и в статье «Реформы Ивана Грозного - кратко». Общий обзор правления Ивана Грозного дан в статье Иван IV

Восстановить суд и правду, умиротворить народ, потерявший терпение от бессудия, неправды и всяческих насилий во время злостного правления бояр, – вот что стало первою заботою Сильвестра, Адашева и других членов Избранной рады, окруживших юного Ивана Грозного после 1547.

 

Судебник 1550 года

Должностных лиц, запятнавших себя лихоимством и насилием, Избранная рада увольняла с мест; их заменили лучшие люди, «судьи правдивые». Законы Ивана III снова были пересмотрены и дополнены, и в 1550 году по почину Избранной рады явился новый, более подробный Судебник; притом были изданы «Уставные грамоты», дополнявшие его. В отличие от «княжеского» Судебника 1497 новый Судебник 1550 года носит название «царского».

Суд был по-прежнему наместничий, боярский и царский. Церковные дела подлежали суду святительскому.

Уже Иван III в своем Судебнике 1497 строго запрещал судьям брать посулы и лихву с подсудимых и творить неправды и насилия. Но, видно, зло было все еще слишком сильно и давало себя чувствовать. В новом Судебнике 1550 Избранная рада постановила строгие наказания за неправый суд и посулы. «Если окажется, – говорится здесь, – что боярин и дьяк взяли посулы и обвинили не по суду, то на них доправить весь иск и все судебные пошлины втрое и сверх того ценою, какую сам государь назначит. Если дьяк, взявши посул, запишет дело не так, как было на суде, то на нем доправить вполовину против боярина и сверх того посадить в тюрьму. Если подьячий без судьи и без дьяка что-либо запишет не так, как нужно по суду, то подвергается за это торговой казни – битью кнутом».

Главные новинки «царского» Судебника 1550 состояли в том, что он для правосудия требовал, чтобы на суде наместников и волостелей сидели выборные от народа старосты и «целовальники» (то есть присяжные).

 

Земское самоуправление

Чтобы избавить народ от насилий и неправд должностных лиц, Избранная рада решила дать городским и сельским общинам существовавшее кое-где и раньше право самоуправления – возможность самим выбирать из своей среды доверенных лиц, «излюбленных людей», земских старост и целовальников (присяжных), которые должны были всегда присутствовать при судах наместников и волостелей и блюсти справедливость. При них обыкновенно был свой дьяк, который записывал все производство дела, а они скрепляли список своей печатью. Выборные люди не только были при суде, но участвовали и в других делах такой самоуправляющейся общины. Опись имущества, раскладка податей, сбор их производились при участии «излюбленных» земских людей. Хозяйственные дела общин, наблюдение за порядком и тишиною (т. е. полицейский надзор), предупреждение преступлений, поимка воров и разбойников – все это лежало на обязанности «выборных людей»: земских старост, сотских и десятских.

Важные судебные дела (уголовные) Избранная рада передавала губным старостам. Их избирали из детей боярских целым уездом. Уездом назывался город с волостями, а волость составляли несколько земледельческих сел с их землями. В городах и волостях по-прежнему были государевы наместники и волостели, которые по старине «кормились» на счет местного населения; но в условиях самоуправления, при выборных людях творить злоупотребления им было трудно: они могли судить без земских старост только служилых государевых людей. Город или волость могли даже и совсем не зависеть от государевых наместников в своих домашних делах, стоило лишь вносить в казну столько денег, сколько их шло на содержание наместника и волостеля.

Земское самоуправление при Грозном

А. Виноградов. Площадь перед земской избой

 

Таким образом юный Иван Грозный и Избранная рада думали совершить великое дело: наряду с государственным управлением, создать еще земское самоуправление; при таком строе сами общины ведались бы со своими делами, управлялись бы своими выборными властями под высшим наблюдением государевых чиновников. Казалось, что при этом дело управления должно было бы улучшиться: выборные лица, земские люди лучше знали местные нужды, лучше могли соблюсти выгоды своей волости, чем заезжие московские наместники; а правительство избавлялось от множества мелких дел и беспрестанных жалоб на несправедливость чиновников. Этого и желала Избранная рада. Но беда была в том, что во многих местностях, где уже давно уничтожено было самоуправление, жители отвыкли совсем от него, так что им, привыкшим заботиться только о своих личных делах, было в тягость хлопотать об общих выгодах. Трудно при этом было и выбрать таких старост и целовальников, которые радели бы в самоуправлении об общей пользе.

 

Военные реформы Избранной рады

Избранная рада ввела более строгое, чем прежде, отбывание военной повинности. Кроме духовных лиц, все прочие делились на два разряда: служилых людей и неслужилых. К последним относились купцы, посадские (мещане) и волостные крестьяне. Служилые люди делились на высших и низших; первые (бояре, окольничие, дьяки и дети боярские) занимали видные места и должность, владели землею и пр.; низшие являлись простыми ратниками.

Избранная рада установила, чтобы каждый помещик приводил по требованию известное число ратников, смотря по количеству населенной земли в его поместье (обыкновенно со ста четвертей – один конный воин); при этом определялось, как должны быть вооружены ратники.

Каждый прибывший на службу помещик должен был явиться к воеводе своего города на смотр; воевода отмечал в списке, кто и как приходил на службу. Тех, которые являлись в исправности «конны, людны и оружны», записывали в высший разряд; им выдавались от царя награды – прибавка поместий; у неисправных уменьшали земли. «Нети», т. е. вовсе не явившиеся на службу, наказывались еще строже, если не было уважительных причин неявки. Для заведования военной службою помещиков новое правительство Избранной рады учредило разряд, или разрядный приказ, т. е. присутственное место, где вели дело обыкновенно боярин и дьяк с подьячими, которым царь приказывал ведать то дело. Каждый помещик, достигнув совершеннолетия, являлся или к воеводе своего города записаться в служилый список, или отправлялся в Москву, в разрядный приказ, при этом объявлял, с чего он будет служить военную службу, т. е. владеет ли он вотчинами и поместьями или нуждается в новом наделе. В последнем случае ему давалось поместье, и он назывался новик.

Из общей массы детей боярских и дворян Иван Грозный и Избранная рада в 1550 выбрали тысячу лучших, дали им земли около Москвы («подмосковные») и устроили из них особый полк «московских дворян» в отличие от «городовых» (провинциальных). Городовые же служилые люди были разделены по «статьям», по их служебной годности, и для них был определен размер службы, – именно, с каждых 100 четвертей (полудесятин) пахотной хорошей земли должен был явиться на службу «человек на коне в доспехе». Русское войско получило более правильное устройство. Дворянское ополчение обыкновенно собиралось на службу так, что дворяне каждого города с его уездом составляли один отряд (туляне, коломничи, ярославцы и т.п.). Избранная рада постановила поделить эти отряды на «сотни» и поставить под начальство особых «голов». Кроме того, была образована особая пехота с ружьями, или «пищалями» (стрельцы), и устроена хорошая артиллерия (наряд). Был произведен пересмотр и уравнение поместий с тем, чтобы государевы земли были справедливо распределены между помещиками. В придачу к поместьям помещикам давалось иногда и денежное жалованье.

Стрельцы

Стрельцы

 

Именитые и богатые бояре, приводя на войну большие отряды, назначались обыкновенно начальниками на главные места. Мало-помалу вошло в обычай считаться местами: знатный по происхождению находил для себя унизительным подчиняться менее знатному. Как прежде удельные князья спорили об уделах, ссылаясь на свое старшинство в роде, так теперь спорили их потомки – бояре о начальственных местах в войске. Этот обычай, конечно, нередко сильно вредил делу. Избранная рада хотела уничтожить местничество. По её указам только начальники полков могли «местничаться» между собой, остальные же, не дослужившиеся еще до начальственных должностей, должны были служить «без мест». Местничество начинало уже сказываться и в других случаях – в управлении городов, в придворной жизни и причиняло много вреда и хлопот, поэтому члены Избранной рады и восставали против него.

 

Избранная Рада занялась и реформами церковной жизни. С этой целью в Москве был созван (1551) Стоглавый собор. Во внешней политике Избранная Рада начала упорную борьбу против татар, которая выразилась в завоевании Казани и Астрахани.