В надежде на поддержку Англии и Пруссии турецкое правительство в июле 1787 предъявило России ультиматум, требуя возврата Крыма, отказа от главенства над Грузией и права досмотра проходящих через Дарданеллы русских судов. Екатерина II отклонила эти требования, и 12 августа 1787 султан объявил ей войну. Вместе с Россией против турок выступила и союзная ей Австрия.
В начале русско-турецкой войны 1787-1791 войска Екатерины II были разделены на две армии. Екатеринославская армия Потёмкина (82 тысячи человек) должна была взять Очаков и выйти к Дунаю. Украинской армии Румянцева (37 тысяч) предписывалось овладеть Молдавией и помогать Потёмкину с фланга.
Война 1787-1791 оказалась для России труднее, чем та, которую она вела с Турцией в 1768-1774. Не обладавший полководческими талантами Потёмкин долго не осмеливался действовать решительно. Целый год русская армия не предпринимала ничего выдающегося. В походе 1787 выделялась только блестящая победа А. В. Суворова над турецким десантом, высадившимся у Кинбурна. Но так как этот десант был немногочисленным (5 тысяч солдат), особой стратегической важности она не имела.
Русско-турецкая война 1787-1791. Карта
Лишь в июле 1788 Потёмкин приступил к осаде защищаемой сравнительно небольшим (15-тысячным) гарнизоном крепости Очаков. Почти пять месяцев он, несмотря на уговоры Суворова, избегал решающего штурма. Только с наступлением в начале декабря зимних холодов Потёмкин решился на него – и Очаков был взят менее чем за два часа. Украинская армия Румянцева по малости своих сил к зиме 1788-1789 овладела лишь Северной Бессарабией до Кишинёва. Союзники России, австрийцы, в 1788 потерпели от главной турецкой армии крупное поражение при Слатине, но потом слегка загладили его взятием в сентябре важной твердыни Хотин.
Русско-турецкая война 1787-1791. Штурм Очакова, 1788. Картина Я. Суходольского, 1853
В начале 1789 престарелый Румянцев был отстранён от командования, и все российские войска стали подчиняться единолично Потёмкину. Это лишь повредило дальнейшему ходу русско-турецкой войны 1787-1791: Потёмкин осадил Бендеры и надолго завяз у этой крепости. Но славу русского оружия с блеском поддержал А. В. Суворов, выдвинувшийся с одной дивизией вперёд, к дунайскому притоку Серету. Здесь, на подступах к Дунаю, и развернулись важнейшие сражения всей войны 1787-1791. Суворов стремительно бросился на помощь к стоявшему неподалёку австрийскому корпусу принца Кобургского: малочисленным австрийцам угрожало 30-тысячное турецкое войско Осман-паши. Атаковав 21 июля 1789 близ Фокшан вдвое превосходных по числу османов, русско-австрийская армия (17 тысяч) обратила их в беспорядочное бегство. Победоносная битва под Фокшанами прошла под руководством Суворова.
Битва под Фокшанами, 1789
Из-за Дуная на русских и австрийцев (возросших в числе после подхода подкреплений до 25 тысяч) двинулась 100-тысячное турецкое полчище великого визиря Юсуфа-паши. Принц Кобургский советовал немедленно отступить, но Суворов, вопреки всей книжной военной стратегии устроил смелую и неожиданную атаку на турецкие лагеря близ берегов реки Рымник. После 12‑часового очень кровопролитного боя (11 сентября 1789) христиане истребили 20 тысяч турок, потеряв лишь тысячу собственных солдат. Уцелевшие османы толпами бросились за Дунай. Разгром Юсуфа‑паши при Рымнике – значительно более важный, чем победа под Фокшанами – позволил принцу Кобургскому вскоре занять Бухарест, а Потёмкину – наконец добиться сдачи Бендер и Аккермана.
Стараясь сковать Россию войной на два фронта, Англия и Пруссия, организовали удар ей в тыл. Его нанёс союзный Лондону и Берлину шведский король Густав III. В 1788 Густав открыл войну против России, лелея мечту вернуть своей стране потери, понесённые ею в эпоху борьбы с Петром I. Почти все русские войска были стянуты на турецкий фронт, и шведы даже надеялись, пользуясь этим, взять Петербург. Но война пошла для Густава очень неудачно. Ничего не добившись, сам едва не попав в плен под Выборгом, он заключил в 1790 Верельский мир. Подробнее об этих событиях можно прочитать в статье Русско-шведская война 1788-1790.
Просчитавшись в надежде остановить русско-турецкую войну 1787-1791 руками шведов, британцы и пруссаки открыли мощное дипломатическое давление на Россию и Австрию. Прусский король двинул к границе сильную армию и стал содействовать видам польской «патриотической партии», которая начала спешно создавать сильную армию, односторонне нарушив все прежние международные договоры. Глава лондонского правительства, Питт Младший, призывал двинуть британский флот в Балтику, но парламент отклонил этот план. Пруссия и Англия собрали (1790) так называемый мирный конгресс в Рейхенбахе, где большинство западноевропейских государств стали выражать горячее сочувствие к угнетавшим балканских христиан османам и брались без самих России и Австрии выработать условия прекращения ими турецкой войны.
Австрийцы, воевавшие против турок без Суворова очень неудачно, поддались этому пропагандистскому наскоку и, бросив Россию, заключили мир с султаном на условиях невыгодного Белградского соглашения 1739 г. Но Екатерина II заявила, что не допустит постороннего вмешательства в свою политику. Русско-турецкая война 1787-1791 продолжилась. В 1790 султан решил перенести главный военный театр на Кубань и в Крым. 40-тысячная турецкая армия Батал-паши высадилась у Анапы, пробуя прорваться в единоверную магометанскую Кабарду. Большой флот османского морского главнокомандующего Хусейна направился к Крыму с многочисленным десантом. Но 8 июля 1790 адмирал Ушаков нанёс Хусейну сильный урон в Керченском проливе и заставил его повернуть назад. Войско Батал‑паши к сентябрю 1790 разгромил генерал Гудович.
Русские сорвали попытки турецкого наступления и сами двинулись к Дунаю. В конце августа Ушаков нанёс Хусейну ещё одно поражение – при Тендре (устья Дуная) – и взял под контроль низовья реки. Сухопутная армия Потёмкина заняла здесь же крепости Килию, Тульчу, Исакчу. Дальнейший путь ей преградил считавшийся неприступным Измаил со своими необычайно мощными укреплениями и 35-тысячным гарнизоном. Руководить штурмом Измаила прибыл А. В. Суворов. 11 декабря 1790 он атаковал турецкую твердыню, имея меньше солдат (31 тысячу), чем там находилось! После страшного 6‑часового боя русские овладели Измаилом, потеряв 4 тысячи убитыми и 6 тысяч ранеными, перебив 26 тысяч солдат противника и пленив остальных.
Александр Васильевич Суворов. Портрет работы Д. Левицкого, ок. 1786
В 1791 Потёмкина сменил в главнокомандовании решительный Репнин. Двинувшись за Дунай, он с 30 тысячами солдат разбил 80‑тысячное полчище Юсуф‑паши у Мачина в Добрудже. Месяц спустя Ушаков разгромил вдвое превосходную эскадру Хусейна близ мыса Калиакрии (у Варны). Русский флот грозил теперь самому Стамбулу, и устрашённый этим султан Селим III дал распоряжение начать мирные переговоры.
Россия уже вовлеклась к тому времени в польский кризис (который вскоре повлёк за собой Второй и Третий разделы Речи Посполитой). Занятая им Екатерина II выставила туркам сравнительно лёгкие мирные условия. В декабре русско-турецкую войну 1787-1791 завершил Ясский мир. Турки уступили по нему императрице последний оставшийся у них участок Северного Причерноморья (от устья Южного Буга до низовьев Днестра) и окончательно признали присоединение к России Крымского ханства. Результаты войны оказались куда скромнее первоначальных замыслов Екатерины и Потёмкина, но их греческий проект был химеричен с самого начала. С учётом поведения пошедшей на сепаратный мир Австрии и отвлечения сил России на Швецию и поляков исход русско-турецкой войны 1787-1791 можно считать довольно благоприятным. Суворовские же победы, одержанные в эту войну, заслуживают того, чтобы о них помнили века.