Иван III Васильевич, великий князь всея Руси, родился 22 января 1440 года, умер 27 октября 1505 года. Он принадлежит к числу тех немногих государей, чьё правление составляет благотворную и блистательную эпоху в судьбе подвластных им народов. Со времени Ивана III история наша приняла совсем другой характер. Затихли гибельные междоусобные распри; единодержавие заступило место удельной системы, бывшей причиною стольких бедствий. Величие и правительственная власть начали быстро развиваться.
Жизнь Ивана III до вступления на престол не ознаменована ничем примечательным. Деля с отцом своим, великим князем Василием Васильевичем Тёмным,его несчастья, Иван не мог действовать самостоятельно, и потому его влияние на дела было ограничено. 17 марта 1462 года Василий Васильевич скончался. 22-летний Иван III наследовал престол великого княжества Московского, хотя и значительно раздвинувшего свои пределы, но сильно потрясенного внутренне. Соединяя с мудростью осторожность, необходимую при тогдашнем положении дел, Иван III с самого начала своего правления принял за правило: не употреблять ни в каком случае скорых, решительных мер, часто столь гибельных при неудаче. Он всегда и везде действовал исподволь, приноравливаясь к обстоятельствам и выжидая удобного времени.
Власть Орды, все еще тяготевшая над Русью, не была уже так грозна, как прежде. Иван III не просил у хана ярлыка на княжение и даже совсем отказался платить дань, хотя и называл себя на словах ханским данником. Раздраженный этим хан начал готовиться к войне; Иван тоже. Но случившиеся тогда разные бедствия (неурожай, язва и необыкновенные атмосферные явления), подкрепляя суеверное ожидание конца света, отсрочили эту войну. Чтоб успокоить взволнованные умы и отвлечь внимание на другой предмет, Иван III предпринял поход против враждебного царства Казанского, потрясенного внутренними раздорами. В сентябре 1467 года он отправил сильное войско под предводительством лучших своих воевод, которые хотя в течение этого и следующего годов и не сделали ничего особенно важного, однако во всех схватках с татарами постоянно одерживали верх, захватили богатую добычу со множеством пленных и произвели сильные опустошения в землях царя Казанского и подвластных ему черемисов. Весною 1469 года, Иван III сам с новым войском отправился в поход и вскоре осадил Казань. Казанцы, видя невозможность сопротивляться, просили мира. 1 сентября (1469 г.) и заключен был договор, по которому все русские пленники в Казани получили свободу.
По возвращении из Казанского похода, Иван столкнулся со своевольным Новгородом, чьи граждане сами подали ему к этому повод самоуправством и оскорблением московских послов и наместников. Переговоры о добровольном повиновении новгородцев были неудачны; в городе вспыхнул мятеж, произведенный Марфой Борецкой, вдовою посадника Исаака Борецкого. Она восстановила против Ивана III сограждан, представив его нарушителем новгородской вольности, и вошла в сношения с королем польским Казимиром. Новгородцы отправили к Казимиру посольство с просьбой взять их под свое покровительство и быть их главою. Весть об этом сильно встревожила Ивана III. Он немедленно созвал боярскую думу, на которой, с общего согласия, было решено объявить Новгороду войну.
Новгородский кремль (Детинец)
В июне 1471 года, сам Иван Васильевич с многочисленным войском выступил в поход. Знаменитый московский воевода, князь Даниил Холмский, начальствовавший передовыми дружинами, взял и выжег город Русу, и разбил новгородцев при Коростыне и на берегах Шелони. Одновременно воевода Образец овладел всею Двинскою землею и привел ее в подданство великого князя. Чувствуя свое бессилие, новгородцы решили просить мира. Архиепископ их, Феофил, принял на себя ходатайство; братья Ивана III и главные московские воеводы также присоединили свои просьбы. Иван несколько дней оставался непреклонным, но наконец объявил свое милостивое прощение и, не лишая Новгород свободы, присвоил себе решительное влияние на его дела. В середине следующего года была покорена Пермь имевшая своих князьков, которые некоторым образом зависели от Новгорода. (Подробнее – см. в статьях Иван III и Новгород и Покорение Новгорода Иваном III.)
Но в русские пределы вступил с грозным ополчением хан Золотой Орды Ахмат, готовившийся к войне с Иваном III ещё с начала его правления. Иван, собрав 180-тысячное войско, выступил татарам навстречу. Передовые русские отряды, настигнув хана у Алексина, остановились в виду его, на противоположном берегу Оки. На другой день хан взял Алексин приступом, зажег его и, переправившись через Оку, бросился на московские дружины, которые сперва начали было отступать, но получив подкрепление, скоро оправились и прогнали татар обратно за Оку. Иван ожидал вторичного нападения, но Ахмат при наступлении ночи обратился в бегство.
Устроив, таким образом, государственные дела, Иван, незадолго перед тем овдовевший, решил вступить во второй брак с греческою царевною Софьей, племянницей последнего греческого императора Константина Палеолога, жившей в Риме под покровительством папы. Брак этот (1472 г.) был важен во многих отношениях: он возвышал Ивана III в глазах его подданных и соседних держав; он привлек в Россию многих образованных греческих изгнанников, искавших покровительства и убежища и принесших с собою семена наук и художеств, и, наконец, сблизил нас с остальной Европой. Породнившись с греческими императорами, Иван III принял и герб их, двуглавого орла, соединив его с гербом московским (всадником, поражающим копьем змия). (Подробнее см. в статьях Иван III и Софья Палеолог и Женитьба Ивана III на Софье Палеолог.)
Жена Ивана III Софья Палеолог. Реконструкция по черепу С. А. Никитина
В 1473 Иван III посылал войско на помощь псковичам против немецких рыцарей, но ливонский магистр, испугавшись сильного московского ополчения, не отважился выйти в поле. Давнишние неприязненные отношения с Литвой, грозившие близким совершенным разрывом, также пока окончились миром. Главное внимание Ивана III было обращено на обеспечение юга России от набегов крымских татар. Он принял сторону Менгли-Гирея, восставшего на своего старшего брата, хана Нордаулата, помог ему утвердиться на крымском престоле и заключил с ним оборонительный и наступательный договор, сохранявшейся с обеих сторон до конца правления Ивана III.
В 1474 году, в Новгороде опять возникли беспорядки; некоторые из граждан просили у Ивана суда и расправы. С сонмом бояр и небольшою почетною дружиною великий князь отправился в Новгород и строгим наказанием виновных привлек к себе благомыслящих граждан, которые просили его быть полным новгородским государем. Однако другие упорно противились этому. Народ взволновался, и Иван, собрав многочисленное войско, в конце 1477 осадил город. Все было готово к приступу. Видя неизбежную гибель, новгородцы отворили ворота (1478). Пробил последний час буйной новгородской вольности: вече было отменено, и Новгород, лишенный Иваном III всех своих прежних самостоятельных прав, вошел в общий состав Московского государства. (Подробнее – см. в статьях Иван III и Новгород и Покорение Новгорода Иваном III.)
Марфа Посадница (Борецкая). Уничтожение новгородского веча. Художник К. Лебедев, 1889)
Через два года после покорения Новгорода Иван III увенчал своё правление ещё более блистательным подвигом: полным свержением ига татар, тяготевшего над Россией более двухсот лет. Послы хана Ахмата явились в Москву требовать дани. Иван, надеясь на помощь Менгли-Гирея и на собственные силы, приказал казнить послов кроме одного, которого отправил обратно. Следствием этого было новое и последнее нашествие Ахмата. Летом 1480 г. с многочисленными полчищами хан двинулся на Русь. Иван III, сам предводительствуя войском, поспешил ему на встречу, а Менгли-Гирей, союзник Ивана, вторгся в Польшу, чтобы воспрепятствовать польскому королю соединиться с Ахматом, как было между ними условлено. Сначала Ахмат хотел было переправиться через Оку; но узнав, что берега её заняты московскими войсками, направился к западу и стал на правом берегу реки Угры. Иван III расположился на левом берегу, но ни татары, ни русские не отваживались перейти через реку. Так прошло более полумесяца. К концу октября Угра покрылась льдом. Иван велел войскам отступить к Кременцу, близ которого он располагал дать битву. Войска, не поняв цели приказания и думая, что Иван хочет уклониться от боя, в беспорядке побежали. Хан вместо того чтоб их преследовать, также обратился в бегство и таким образом оба войска, никем не преследуемые, в страхе бежали друг от друга. Летописцы наши приписывают отступление Ахмата единственно милости Божией. Но Казанский летописец говорит, что причиною его было внезапно полученная весть о вторжении в Орду крымцев и воеводы князя Ноздреватого, посланных туда Иваном III, с целью отвлечь Ахмата. Так кончился грозный поход хана, которому не удалось даже переступить русский рубеж. (Подробнее – см. в статьях Конец татарского ига и Россия и татары при Иване III.)
Стояние на реке Угре. 1480
В 1481 и 1482 годах полки Ивана III воевали Ливонию в отмщение рыцарям за осаду Пскова, и произвели там большие опустошения. Незадолго до и вскоре после этой войны Иван присоединил к Москве княжества Верейское, Ростовское и Ярославское, а в 1488 году покорил Тверь. Последний тверской князь, Михаил, осажденный Иваном III в своей столице, не в силах отстоять ее, бежал в Литву. (Подробнее – см. в статьях Объединение русских земель при Иване III и Объединение русских земель Москвой при Иване III.)
За год до покорения Твери князь Холмский, посланный смирить мятежного казанского царя, Алегама, взял Казань приступом (9 июля 1487), пленил самого Алегама и возвел на престол казанского царевича Махмет-Аминя, жившего в России под покровительством Ивана.
1489 год достопамятен в правлении Ивана III завоеванием земель Вятской и Арской, а 1490 год – смертью Ивана Молодого, старшего сына великого князя, и разгромом ереси жидовствующих (Схариевой).
Стремясь к правительственному самовластию, Иван III часто употреблял несправедливые и даже насильственные меры. В 1491 году он без всякой видимой причины заключил брата своего, князя Андрея, в темницу, где тот позже и скончался, а удел его взял себе. Сыновей другого брата, Бориса, Иван принудил уступить Москве свои уделы. Таким образом, на развалинах древней удельной системы Иван созидал могущество обновленной Руси. Слава о нем разнеслась в иноземных странах. Императоры германские, Фридрих III (1486 г.) и преемник его Максимилиан, посылали в Москву посольства, как и король датский, хан джагатайский и царь иверский, а король венгерский Матвей Корвин вступил с Иваном III в родственные связи.
Конец правления Ивана III был ознаменован войнами на западной границе. В 1492 году, после смерти короля польского Казимира, Литва на время отделилась от Польши. На престол великого княжества литовского был избран Александр, младший сын Казимира. Это разделение ослабило оба государства. Иван III, пользуясь этим, начал вместе с Менгли-Гиреем войну против Литвы. Воеводы Ивана действовали удачно и в непродолжительном времени покорили города Вязьму, Дорогобуж, Мосальск, Серпейск и другие, ахан опустошил юго-восточные области Литвы. Многие из знатнейших вельмож и князей литовских перешли в подданство Ивана III. Александр, доведенный до крайности, стал просить мира и руки Елены, старшей дочери Ивана. Вследствие этого, в 1495 году заключен был мирный договор, а вместе с тем и брак, который, однако же, не был счастлив и не упрочил дружбы между Россией и Литвой. (Подробнее – в статье Москва и Литва в правление Ивана III.)
Объединение Северо-Восточной Руси Москвой 1300-1462
В том же году Иван III, раздраженный насилиями, которые люди новгородские терпели от ревельцев (таллинцев), велел заключить в темницы всех живших в Новгороде ганзейских купцов, а товары их взять в казну. Этим он навсегда расторг торговую связь Новгорода и Пскова с Ганзой. Закипевшая вскоре потом Шведская война, с успехом веденная нашими войсками в Карелии и Финляндии, кончилась, тем не менее, безвыгодным миром.
В 1497 году новые беспокойства в Казани побудили Ивана III послать туда воевод, которые, вместо нелюбимого народом царя Махмет-Аминя, возвели на престол его младшего брата и взяли с казанцев присягу в верности Ивану.
В 1498 году Иван испытал сильные семейные неприятности. При дворе открыто было скопище заговорщиков, большей частью из видных бояр. Эта боярская партия старалась поссорить с Иваном III его сына Василия, внушая тому, что великий князь намерен передать престол не ему, а своему внуку Дмитрию, сыну умершего Ивана Молодого. Строго наказав виновных, Иван III прогневался на свою супругу Софью Палеолог и на Василия, и в самом деле назначил Дмитрия наследником престола. Но узнав, что Василий был не столь виновен, как было представлено приверженцами Елены, матери малолетнего Дмитрия, он объявил Василия великим князем Новгородским и Псковским (1499 г.) и примирился с женой. (Подробнее – в статье Наследники Ивана III – Василий и Дмитрий.) В том же году западная часть Сибири, известная в старину под именем Югорской Земли, была окончательно покорена воеводами Ивана III, и с того времени великие князья наши приняли титул государей земли Югорской.
В 1500 г., возобновились ссоры с Литвой. Князья Черниговский и Рыльский поступили в подданство Ивана III, который объявил войну великому князю литовскому, Александру за то, что тот принуждал его дочь (свою жену) Елену к принятию католической веры. В короткое время воеводы московские почти без боя заняли всю Литовскую Русь едва ли не до самого Киева. Александр, дотоле остававшийся в бездействии, вооружился, но дружины его были совершенно разбиты на берегах Ведроши. Хан Менгли-Гирей, союзник Ивана III, в то же время опустошил Подолию.
В следующем году Александр избран был в короли польские. Литва и Польша вновь соединились. Несмотря на это, Иван III продолжал войну. 27 августа 1501 г. князь Шуйский потерпел поражение при Сирице (недалеко от Изборска) от магистра Ливонского ордена, Плеттенберга, союзника Александра, однако 14 ноября русские войска, действовавшие в Литве, одержали знаменитую победу близ Мстиславля. В отмщение за неудачу при Сирице Иван III послал в Ливонию новое войско, под начальством Щени, который разорил окрестности Дерпта и Мариенбурга, взял множество пленных и наголову разбил рыцарей при Гельмете. В 1502 г. Менгли-Гирей истребил остатки Золотой Орды, за что едва не рассорился с Иваном, так как усилившиеся крымские татары теперь претендовали объединить все прежние ордынские земли под собственным главенством.
Вследствие разных наговоров, а может быть и личных поступков своей невестки Елены, тесно связанной с еретиками-жидовствующими, Иван III заключил ее со своим внуком Дмитрием в темницу, а сына от Софьи Палеолог, Василия, объявил своим наследником. Между тем война с Литвою продолжалась. После неудачной осады Смоленска, воеводы Ивана III взяли Оршу и опустошили окрестности Полоцка, Мстиславля и других городов. Ливонский магистр Плеттенберг, собрав новое войско, шел осадить Псков, но встреченный недалеко от него князьями Шуйскими и Щеней (13 сентября 1502), вынужден был вступить в битву. В ней обе стороны понесли значительный урон; ни та, ни другая не одержала победы. Чрез два дня после Псковского боя Плеттенберг ушёл обратно в Ливонию. Наконец в 1503 г., война, равно изнурительная для обоих государств, окончилась. Как с Литвой, так и с Ливонским орденом было заключено перемирие, в силу которого Иван III возвратил Александру некоторые из завоеванных городов. (Подробнее – в статье Иван III - Литва, Ливония и контакты с Западом.)
Вскоре после этого скончалась великая княгиня Софья Палеолог. Эта потеря сильно подействовала на Ивана. Здоровье его, доселе крепкое, начало расстраиваться. Предчувствуя близость кончины, он написал завещание, которым окончательно назначил своим преемником Василия. В 1505 году Махмет-Аминь снова занявший казанский престол, вздумал отложиться от России, ограбил посла великокняжеского и купцов, бывших в Казани, и многих из них умертвил. Не остановившись на этом злодействе, он с 60.000 войском вторгся в Россию и осадил Нижний Новгород, однако начальствовавший там воевода Хабар-Симский принудил татар отступить с уроном. Иван III не успел наказать Махмет-Аминя за измену. Болезнь его быстро усиливалась, и 27 октября 1505 г. великий князь скончался на 67 году жизни. Тело его было погребено в Москве, в Архангельском соборе.
В годы правления Ивана III быстро развилось могущество Руси, скрепленной единодержавием. Обращая внимание и на нравственное её развитие, Иван вызывал из Западной Европы людей, искусных в художествах и ремеслах. Торговля, несмотря на разрыв с Ганзою, находилась в цветущем состоянии. В правление Ивана III был построен Успенский Собор (1471); Кремль обнесен новыми, более мощными, стенами; воздвигнута Грановитая палата; устроен литейный, пушечный двор и улучшена чеканка монеты.
А. Васнецов. Московский Кремль при Иване III
Русское ратное дело также много обязано Ивану III; все летописцы единогласно хвалят устройство, данное им войскам. В его правление стали ещё больше раздавать детям боярским земли, с обязательством в военное время выставлять известное число ратников, и были заведены разряды. Не терпя местничества воевод, Иван III строго накалывал виновных в нём, несмотря на их звание. Приобретением Новгорода, городов отнятых у Литвы и Ливонии, а также завоеванием земель Югорской, Арской и Вятской, он значительно расширил пределы княжества Московского и даже пробовал присвоить своему внуку Дмитрию титул царя. В отношении внутреннего устройства было важно издание законов, известное под именем Судебника Ивана III, и заведение городской и земской управы (вроде нынешней полиции).
Многие из современных Ивану III и новых писателей называют его жестоким правителем. Действительно, он был строг, и причину этого надо искать как в обстоятельствах, так и в духе того времени. Окруженный крамолами, видя несогласие даже в собственном семействе, еще непрочно утвердившись в самодержавии, Иван опасался измены и нередко по одному неосновательному подозрению карал невинных, вместе с виновными. Но при всем том Иван III, как творец величия России, был любим народом. Его правление оказалось необычайно важной эпохой для русской истории, которая справедливо признала его Великим.