Апраксин Федор Матвеевич – знаменитый генерал-адмирал эпохи Петра I. Об истории рода Апраксина известно, что в правление великого князя Дмитрия Донского в Рязань к князю Олегу приехал родственник владетелей Золотой орды Солохмир, которому во время крещения дано было имя Иоанн. Князь Олег выдал за него свою сестру великую княжну Настасью и назначил в удел Веневу, Михайлово Верх, Дереив, да Безпуцкой стан. У Солохмира были дети: Григорий, Иоанн (прозвищем Копчик) и Михайло, все они служили в боярах у князя Рязанского, причем у Иоанна был сын Андрей, прозванный Апракса, от которого пошел род Апраксина. Дочь одного из потомков Апраксы Марфа Матвеевна Апраксина была замужем за царем Федором Алексеевичем. Брат её Федор Матвеевич родился по одним данным в 1661 г., а по другим в 1671 г. В 1681 г. 20 лет Федор Апраксин пожалован стольником к царю Федору Алексеевичу, а после кончины царя, в 1682 г., перешел к царю Петру Алексеевичу. Он был неразлучным спутником юного монарха, снискал его благорасположение и в 1692 г., был назначен воеводою города Архангельска.

В Архангельске Федор Апраксин построил первый купеческий корабль и послал его с товарами в море. В 1693 – 1694 гг. он сопутствовал царю Петру I в плаваниях по Белому морю. В 1695 г. Апраксин был зачислен майором в сформированный из бывших «потешных» солдат Семеновский полк Петра I и оставил место воеводы в Архангельске. В 1696 г. Федор Матвеевич участвовал во втором Азовском морском походе. Когда Петр Великий отправился с великим посольством в Амстердам, то взял с собою и Апраксина, который совместно с царём изучал морское дело. По возвращении в Россию Апраксин получил чин подполковника (по другим данным этот чин был получен им по взятии Азова в 1696 г.). Затем Федор Матвеевич имел главный надзор над постройкою флота в Воронеже, а по возвращении царя участвовал в первом плавании русского флота у Таганрога в 1699 г. и в походе к Керченскому проливу.

17 февраля 1700 г. Апраксин был пожалован званием адмиралтейниуса, и с этого времени до 1706 г. заведовал вновь учрежденным адмиралтейским приказом, постройкой флота на Воронеже, устройством и управлением Морской части в Азовском крае. Хотя Апраксин не являлся специалистом флотского дела, его управление морской частью было блестящим. Было построено множество судов. Апраксин перестроил Азов, устроил в Таганроге гавань для военных судов, и крепость со стороны сухого пути, названную Троицкой, а при устье реки Миуса соорудил крепость Павловскую; снабдил Керченскую корабельную верфь доками и шлюзами, учредил новые верфи при городе Таврове и в Новопавловске. В 1707 г. Федор Апраксин был назначен адмиралом и президентом адмиралтейства.

Федор Матвеевич Апраксин

Федор Матвеевич Апраксин. Художник И. Г. Таннауэр, 1710-1720-е

 

Он отличился в Северной войне. В 1708 г. Федор Матвеевич начальствовал русским флотом и войсками, расположенными в Ингерманландии. Благоразумными мерами он спас недавно основанный Петербург от внезапного нападения шведского генерала Любекера, лишив его всех способов продовольствия и затем уничтожив шведские войска. Петр Великий, бывший в это время вне Петербурга при армии, повелел в память события выбить медаль с изображением на одной стороне грудного портрета Апраксина и надписью «Царского Величества Адм. Фе. Ma. Апраксин», а на другой – флота, выстроившегося в линию с надписью: «хранение сие не спасет, лучше смерть, а неверность 1708». Федор Апраксин получил за эту победу чин действительного тайного советника, был возведен в графское достоинство и стал получать жалованье как генерал-адмирал, наравне с фельдмаршалом по 7000 рублей в год. 1709 год Федор Матвеевич провел в Воронеже, принимая участие в преобразовании Азовского флота, а в 1710 г. был назначен главным начальником над 10-тысячным корпусом, собранным на острове Котлине для похода по льду под Выборг.

Апраксин прибыл к этой крепости 22 марта и в тот же день приступил к осадным работам, которые шли неудачно. Это едва не заставило Федора Матвеевича снять осаду, но в это время тронулся лед, и Петр I послал ему на помощь суда из Петербурга с провиантом и артиллерией. 13 июня 1710 крепость сдалась на капитуляцию, за что Апраксин получил орден Святого Апостола Андрея Первозванного и золотую, алмазами украшенную шпагу. Исправив после осады суда, Федор Матвеевич отправился с галерным флотом по шхерам к Гельсинфорсу, занимая на пути города и острова.

В 1711 г., когда возобновились военные действия с Турцией (Прутский поход), Апраксин отправился к Азову, приняв начальство над краем и флотом. По заключении невыгодного для России мирного трактата, он сдал Азов туркам и разрушил Таганрог. Возвратившись в Петербург летом 1712, Апраксин принял главное начальство над завоеванными у шведов провинциями, Эстляндией, Ингерманландией и Карелией. В следующем году командуя эскадрою из 200 шхерных судов, Федор Матвеевич распространил ужас по шхерам, занял Гельсингфорс, а в 1714 г., сопутствуя Петру I в Ревель (Таллин), основал там гавань. 27 июля Федор Апраксин разделил с царем Петром Великим славу знаменитого поражения шведской эскадры у мыса Гангута. Однако по возвращении в Петербург он подвергся царскому гневу, был предан суду за злоупотребления, арестован и приговорен к лишению имуществ и достоинств, но за прежние заслуги наказан только денежным большим штрафом. Пётр I, однако же, не охладел к Апраксину и в знак большого к нему благоволения подарил в 1716 г. все поместья, которыми владела раньше его сестра, супруга царя Федора Алексеевича.

В декабре 1717 г. Апраксин был назначен президентом адмиралтейской коллегии и сенатором, а в 1718 г. был вторым по старшинству членом следственной комиссии по делу царевича Алексея. В записках Вениамина Бергмана «История Петра Великого», сказано, что царевич Алексей Петрович обращался за советом к Федору Матвеевичу Апраксину, который обещал склонить царя в пользу сына. Однако затем Апраксин, в числе 124 особ, подписал царевичу приговор. Те же известия подтверждаются и в «Истории России» Соловьева с прибавлением, что гнев Петра на сына усилился после пира у адмирала Апраксина, и это было последней каплей, переполнившей сосуд.

В 1719 г. Федор Апраксин был назначен Эстляндским генерал-губернатором и вскоре опять отправился со флотом в Финляндию, дошел до Швеции, где с генералом Ласси на Аландских островах заставил шведских уполномоченных утвердить требование России. Русские десант при этом не дошёл до Стокгольма лишь 15 верст. За эти успехи Федор Апраксин был награжден правом носить на мачтах своих военных судов Кейзер-флаг, присвоенный только великим князьям (в 1721 г.). В 1722 он сопровождал Петра Великого в Персидский поход, неотлучно находясь при императоре в звании главнокомандующего, и незадолго до покорения Дербента едва не лишился жизни от руки одного лезгина. В 1723 г. Федор Матвеевич вернулся в Петербург, где принял начальство над флотом.

После смерти Петра I Апраксин 8 февраля 1726 г. был назначен членом учрежденного тогда верховного тайного совета. Он только несколько раз ещё ходил в море и однажды в Ревель для прикрытия его от англичан, с которыми тогда едва не началась война. Это был последний выход Федора Матвеевича в море, после чего, сдав свою должность, он отправился в Москву, где и скончался 10 ноября 1728 г. на 67 году жизни.

Все современники отдают графу Федору Матвеевичу Апраксину полную заслугу, называя его вельможей гостеприимным, исполненным самого пламенного желания к добру. Хотя Апраксин был родственник царя, у него не было завистников – все, напротив, уважали его.