если вам нужны БОЛЕЕ ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, прочтите статью Меншиков Александр Данилович 

Меншиков Александр Данилович (ок. 1673 – 1729) – светлейший князь, сподвижник и любимец Петра I. Происхождение Меншикова установить трудно, скорее всего он был из простолюдинов, быть может, торговал пирогами в Москве; образования, во всяком случае, не получил никакого. Около 1686 он поступил мальчиком к Лефорту, где его заметил царь. Меншиков был определен в Преображенский, тогда потешный, полк и вскоре стал любимым денщиком Петра. Чрезвычайная понятливость, любознательность и большая исполнительность Меншикова окончательно расположили к нему царя, и скоро он стал любимцем его, так что в Азовском походе он и Меншиков жили в одной палатке; тогда же любимец получил и первый офицерский чин. В путешествии за границу Александр Данилович был неотступным спутником Петра, а по приезде в Россию деятельно принялся поддерживать все начинания царя. Вскоре он получил командование над драгунским полком.

В начале Северной войны главнокомандующим русских войск был назначен Борис Петрович Шереметев, при войске же находился сам царь (под именем бомбардирского капитана Петра Михайлова) и Меншиков, возведенный после отличия при взятии Нотебурга в поручики. Меншиков был назначен комендантом этой отвоеванной у шведов крепости, переименованной в Шлиссельбург. В 1703 Александр Данилович участвовал вместе с царем во взятии Ниеншанца и первой морской победе над двумя шведскими кораблями. За это дело он наравне с царем был пожалован от адмирала Головина орденом Андрея Первозванного. Тогда же был возведен в звание губернатора Ингерманландии, Карелии и Эстляндии. Петр, заложив Петербург, уехал в Москву, а Меншиков занялся устройством края, обратив особое внимание на вновь возникший «парадиз» Петра I. Благодаря его энергии и распорядительности, новый город начал быстро отстраиваться. Меншикову же было поручено построение Кроншлота и Кронштадта, которые должны были служить местопребыванием создаваемого военного флота.

Александр Данилович Меншиков

Александр Данилович Меншиков. Портрет неизвестного художника, 1716-1720

 

В 1705 война с Карлом XII перешла вглубь Литвы. Александр Меншиков был назначен начальником кавалерии армии фельдмаршала Огильви, но действовал совершенно самостоятельно. Когда царь, недовольный действиями Огильви у Гродно, уволил его из русской службы, Меншиков был поставлен во главе русской армии в июне 1706. В октябре того же года он разбил при г. Калише 30-тысячное неприятельское войско под начальством генерела Мардефельда. Это была первая правильная битва, выигранная русскими у непобедимых до сих пор шведов. Возведенный еще 1702 императором Леопольдом в графы римской империи, Александр Данилович Меншиков теперь получил титул князя римской империи, а 1707 пожалован от Петра всероссийским князем Ижорской земли с титулом светлейшего, причем города Копорье и Ямбург были отданы ему в потомственное вечное владение.

Когда Карл XII решил перенести войну в Россию, Меншиков, вопреки даже мнению царя, указал, что король, скорее всего, двинется в Малороссию. После победы Петра I при содействии Меншикова над Левенгауптом под Лесным в сентябре 1708, он оказал особо важную услугу царю в самом начале ноября того же года. Когда получена была весть об измене гетмана Мазепы, Меншиков был отправлен к гетманской столице, взял ее приступом почти на глазах у шведов, перебил её защитников, крепость разрушил, а город и хлебные магазины сжег. Неуспех замыслов Мазепы во многом объясняется этой поспешностью и энергичными действиями Меншикова. Искусная диверсия его под Полтавой дала возможность царю проникнуть в город. В Полтавской битве 27 июня 1709 Александр Данилович Меншиков командовал левым крылом и выказал необыкновенную храбрость и распорядительность. После битвы он преследовал шведов и заставил Левенгаупта с остатками армии сдаться у Переволочной. Царь, кроме богатых поместий, пожаловал Меншикова в фельдмаршалы.

Меншиков до известной степени содействовал энергичному удалению Петром I своей первой супруги Евдокии. После неё некоторое время царь был близок с Анной Монс, но с 1704 его сердцем овладевает ливонская пленница Марта Скавронская, впоследствии императрица Екатерина, которая жила в доме Александра Меншикова и была близка к нему. Оттуда и взял ее царь. Связь с Петром и постепенное возвышение Екатерины, закончившееся впоследствии браком, имело громадное значение и для временщика. Царь в 1706 заставил узаконить браком давние близкие отношения Меншикова к девице Дарье Михайловне Арсеньевой, которая вместе со своими родственницами составляла близкий кружок к Екатерине и любимой сестре Петра, Наталье.

К началу 1710-х гг. относятся последние военные подвиги Меншикова, а в то же время раскрытие злоупотреблений его в управлении и обращении с казенными средствами, что временами вызывало охлаждение между ним и царем. В 1710 Меншиков получил поручение окончить покорение Ливонии и исполнил это счастливо, а когда в 1711 Петр отправился в Молдавию, оставался в Петербурге, занимаясь постройками в городе и управлением завоеванного края. В конце того же года Александр Данилович Меншиков после внезапной кончины герцога Курляндского, незадолго перед тем вступившего в брак с племянницей царя, Анной Иоанновной, должен был вступить с войсками в Курляндию. В 1712 мы видим его главным начальником русских войск в Померании, куда теперь перешла война со шведами. В 1713 он находился с войском в Голштинии под командой датского короля, участвовал во взятии крепости Тенингена и в победе, одержанной союзниками над шведским генералом Стенбоком, взял Штеттин и потом, проведя русскую армию через польскую границу до Данцига, возвратился в начале 1714 в Петербург.

С этих пор Меншиков не участвовал больше в военных походах. Около этого времени разыгралось дело по поводу всяких злоупотреблений денежных и самоуправств Меншикова, в которых большую роль играл «обличитель» вице-губернатор архангельский, А. Курбатов. В 1715 царь назначил розыск. Дело тянулось несколько лет; на Меншикова оказалось большое взыскание; но царь был так милостив к своему любимцу, что велел счесть с него большие казенные суммы.

Александр Меншиков принимал большое участие в розыске и деле царевича Алексея Петровича в 1718 г. После его смерти временщик был у Петра в милости, и 1719 с чином контр-адмирала белого флага назначен президентом военной коллегии. Доверие государя к нему было так велико, что ему поручено было находиться в верховном суде для открытия и преследования всякого рода злоупотреблений по управлению. Председателем суда был генерал Вейде. Виновными в злоупотреблениях опять оказались важнейшие государственные люди и в их числе сам Меншиков. Он испросил прощение у Петра, и царь ограничился только наложением штрафа в 100,000 червонцев, а потом помирился со своим любимцем.

В 1722 государь отправился с Екатериной в персидский поход, а Меншиков оставлен был в Петербурге во главе правительства вместе с другими вельможами. Вскоре после возвращения царя, Александр Данилович вновь навлек на себя его немилость, благодаря крайнему казнокрадству и грабительству, а также противозаконным проступкам по управление Кроншлотом. Петр отнял у него выгодный табачный откуп, звание псковского наместника, подаренные ему в Малороссии имения Мазепы и, кроме того, Меншиков заплатил 200,000 рублей штрафа. Современники говорят, что Петр вдобавок отколотил его собственноручно палкою; но вскоре помирился с ним. Перед смертью царя Меншиков опять впал в немилость, когда были открыты новые его злоупотребления. Петр лишил его даже губернаторской должности, в каковой он состоял 22 года.

Меншиковский дворец на Васильевском острове

Меншиковский дворец на Васильевском острове

Автор изображения – Alex Florstein

 

Во время царствования Екатерины I, которую главным образом Меншиков и возвел на престол, он являлся истинным правителем России, играя первую роль в созданном им Верховном Тайном совете. Меншиков, опираясь на свое значение при императрице, задумал сделаться герцогом Курляндии, престол которой в 1726 был вакантным. Польский король настаивал на избрании Морица Саксонского. Александр Данилович угрожал вмешательством русской военной силы в пользу его избрания; но когда польский сейм не утвердил герцогом Морица, Меншикову пришлось все-таки отказаться от своей попытки перед упорным нежеланием курляндского дворянства видеть его герцогом. Тогда Меншиков составил проект брака наследника русского престола Петра Алексеевича со своей дочерью Марией. Императрица дала свое согласие на брак.

Мария Меншикова, невеста Петра II

Мария Меншикова, невеста Петра II. Портрет кисти И. Г. Таннауэра, 1722-1723

 

После её смерти вместо малолетнего императора, обрученного с Марией Даниловной Меншиковой, государством неограниченно правил Александр Данилович, поручив воспитание Петра II близкому к нему вице-канцлеру Остерману. Высокомерие и заносчивость Меншикова к юному императору, сближение последнего с Долгорукими и интриги врагов погубили временщика. Неожиданно своенравный Петр II, благодаря одному незначительному столкновению, наложил опалу на князя. Вскоре во дворце приказано было не принимать ни Меншикова, ни его семейства. Александр Данилович попробовал написать письмо царю с просьбою дозволить ему уехать в Малороссию. В ответ на это ему было сообщено, что он лишается дворянства и орденов, а у царской невесты отбираются экипажи и придворная прислуга.

11 сентября 1727 Меншикову было дано приказание ехать со всем семейством под конвоем в свое поместье Раненбург, Рязанской губернии. С богатейшим обозом и прислугой выехал Александр Данилович из Петербурга, но все это было у него отобрано по дороге. Враги всесильного временщика не успокоились. Их клевета, изветы и подтасовка фактов достигли того, что Верховный Тайный совет 8 апреля 1728 указал отправить Меншикова с семейством в ссылку в Березов. У Александра Даниловича было конфисковано 90,000 душ крестьян и города – Ораниенбаум, Ямбург, Копорье, Раненбург, Батурин, Почеп, до 13 миллионов рублей, несколько сот пудов золота, серебра, бриллиантов. В ссылку Меншиков прибыл без жены, умершей по дороге, а только с детьми: 13-летним Александром, 16-летней Марией, невестой царя, и 14-летней Александрой.

Меншиков в Берёзове

Меншиков в Берёзове. Картина В. Сурикова, 1888

 

В Березове свое несчастье Меншиков переносил с замечательной твердостью. Александр Данилович умер 12 ноября 1729 и был похоронен около построенной им церкви. Еще раньше его умерла старшая дочь Мария, а двое других детей были возвращены из ссылки и восстановлены в правах императрицей Анной.

 

Литература об Александре Даниловиче Меншикове

Есипов, «Жизнеописание князя Меншикова», доведено до 1711 г. («Русский Архив», 1875, кн. 2 и 3)

Есипов, «Ссылка князя Меншикова» (1860, т. 131, № 8 и 1861, т. 134, №№ 1 и 2)

Брикнер, «Императрица Екатерина I» («Вестник Европы», 1894, № 1)

П. Щебальский, «Князь Меншиков и граф Мориц 1726-27» («Русский Вестник», 1860, кн. 1 и 2)