Содержание:
Отношения между СССР и США при Брежневе
Китайско-советские отношения при Брежневе
Отношения между СССР и США при Брежневе
Во время 18-летнего правления Брежнева главным новшеством советской внешней политики была разрядка. Впрочем, она не так уж сильно отличалась от внутренней «оттепели» и смягчения международного курса, начатых Никитой Хрущевым. Ряд историков видят в брежневской разрядке лишь продолжение внешней политики Хрущева. Несмотря на некоторые трения, отношения между Востоком и Западом, в целом, улучшились, о чем свидетельствуют Договор о частичном запрете ядерных испытаний (был подписан в 1963, ещё при Хрущёве), Хельсинкские соглашения и установление горячей телефонной линии между Белым домом и Кремлем.
Брежневская разрядка отличалась от внешней политики Хрущева двумя особенностями. Во-первых, она была более всеобъемлющей и широкой по целям, сопровождалась подписанием соглашений по контролю над вооружениями, предотвращению кризисов, торговле между Востоком и Западом, по европейской безопасности и правам человека. Во-вторых, Брежнев в своей внешней политике всегда исходил из необходимости выравнивания военных сил США и Советского Союза. Расходы на оборону между 1965 и 1970 увеличились на 40%. Их ежегодный рост продолжался и после этого. В год смерти Брежнева (1982) 15% валового национального продукта СССР тратилось на военные нужды.
Л. И. Брежнев и президент США Джеральд Форд подписывают коммюнике по договору ОСВ, 24 ноября 1974, Владивосток
К середине 1970-х годов стало ясно, что поддерживаемая Генри Киссинджером политика разрядки по отношению к Советскому Союзу потерпела провал. Идея разрядки основывалась на предположении, что конфликты между СССР и Америкой со временем будут всё более сглаживаться. США надеялись, что подписание договора ОСВ-1 и рост торговли с советами остановит агрессивный рост коммунизма в странах третьего мира. Но этого не произошло. Советский Союз начал финансировать коммунистических партизан, которые сражались против США во время Вьетнамской войны. В этой войне США зашли в тупик и должны были уступить коммунистам Камбоджу, Лаос и Вьетнам. После того как Джеральд Форд проиграл президентские выборы Джимми Картеру, американская внешняя политика стала более враждебной к Советскому Союзу и коммунистическому миру, хотя и делались попытки отказаться от финансирования некоторых поддерживаемых США репрессивных антикоммунистических правительств. Поначалу Картер ратовал за сокращение всех американских оборонных инициатив, но в последние годы его президентства военные расходы стали расти.
В 1970-х годах, Советский Союз достиг пика своей политической и стратегической мощи по отношению к США. Договор ОСВ-1 (1972) установил прочный ядерный паритет между двумя сверхдержавами. Хельсинкский Договор 1975 узаконил советскую гегемонию над Восточной Европой. Поражение США во Вьетнаме и Уотергейтский скандал подорвали внешнеполитический престиж Америки. Брежнев и Никсон также договорились принять договор по противоракетной обороне, который запрещал обеим странам разрабатывать системы перехвата направленных против них ракет – так чтобы ни у США, ни у СССР не было соблазна ударить по противнику без страха возмездия. Советский Союз расширял своё дипломатическое и политическое влияние на Ближнем Востоке и в Африке.
Брежнев и Вьетнамская война
Никита Хрущев поначалу поддерживал Северный Вьетнам из «братской солидарности». Но когда война стала принимать широкие масштабы, он призвал северовьетнамское руководство отказаться от плана «освободить» Южный Вьетнам. Хрущёв отверг просьбу о помощи со стороны Северного Вьетнама, и вместо этого предложил ему вступить в переговоры в Совете Безопасности ООН. После свержения Хрущева Брежнев возобновил помощь коммунистическому сопротивлению во Вьетнаме. В феврале 1965 года Косыгин ездил в Ханой с десятком советских авиационных генералов и экономических экспертов. Во время этого советского визита президент Линдон Джонсон предписал начать американские бомбардировки Северного Вьетнама в отместку за недавнюю атаку Вьетконга.
Джонсон частным образом предложил, что Америка гарантирует конец враждебности Южного Вьетнама к Северному, если Брежнев гарантирует то же со стороны Северного Вьетнама. Брежнев поначалу заинтересовался этим предложением, но после того как Андрей Громыко сообщил ему, что правительство Северного Вьетнама не заинтересовано в дипломатическом урегулировании, отклонил американскую внешнеполитическую инициативу. Администрация Джонсона ответила на этот отказ расширением американского присутствия во Вьетнаме, но затем пригласила СССР договориться о контроле над вооружениями. СССР просто не ответил, так как вначале Брежнев и Косыгин боролись за то, кто из них двоих будет представлять СССР за границей, а потом – из-за эскалации «грязной войны» во Вьетнаме. В начале 1967 года Джонсон предложил сделку с Хо Ши Мином, говоря, что он готов прекратить американские бомбардировки Северного Вьетнама, если партизаны Хо прекратят проникать на Юг. Бомбардировки США и вправду приостановились на несколько дней. Косыгин публично объявил о своей поддержке этого предложения. Но северовьетнамские власти медлили с ответом, и из-за этого США возобновили рейды на их страну. Брежневское руководство сделало отсюда вывод, что поиск дипломатических решений непрекращающейся Вьетнамской войны безнадежен. Позже, в 1968, Джонсон пригласил Косыгина в США, чтобы обсудить текущие проблемы во Вьетнаме и гонку вооружений. Саммит был отмечен довольно дружественной атмосферой, но ни одна из сторон не выдвинула прорывных инициатив.
В период после советско-китайского пограничного конфликта китайцы по-прежнему помогали режиму Северного Вьетнама. Но со смертью Хо Ши Мина в 1969, прочная внешнеполитическая связь Китая с вьетнамцами нарушилась. Между тем, президентом Соединенных Штатов был избран Ричард Никсон. Ранее он был известен своей антикоммунистической риторикой, однако, учитывая ослабевший интерес Мао к Вьетнаму, заявил в 1971, что США «должны иметь отношения с коммунистическим Китаем». Никсон вырабатывал план медленного вывода американских войск из Вьетнама, но мечтал сохранить при этом у власти южновьетнамское правительство. Он полагал, что это будет возможным лишь после улучшения отношений с коммунистическим Китаем и с СССР. Никсон вначале совершил визит в Китай (февраль 1972), а потом в Москву (май 1972). В Москве прошли консультации о договоре по контролю над вооружениями и о Вьетнамской войне, но по Вьетнаму не было достигнуто никаких соглашений. Никсон и Брежнев подписали в Москве договор ОСВ-1, положив этим начало «разрядке», которая провозглашалась «новой эрой мирного сосуществования», долженствующей сменить прежнюю враждебность холодной войны.
Брежнев и Никсон. Фото сделано во время визита Брежнева в США, 19 июня 1973
Китайско-советские отношения при Брежневе
Отношения между СССР и Китайской Народной Республикой стали быстро ухудшаться после попыток Хрущева достичь сближения с Западом и с более либеральными государствами Восточной Европы, вроде Югославии. Брежнев в 1960-х годах укрепил свою власть, а Китай погрузился в кризис из-за культурной революции Мао Цзэдуна, которая привела к истреблению или отрешению от власти многих вождей компартии и китайского правительства. Брежневское руководство, приверженное идее «стабилизации», не могло понять, зачем Мао начал такую «самоубийственную» кампанию и почему он считал, что она «закончит социалистическую революцию».
И у Брежнева были собственные проблемы. Руководство Чехословакии тоже уклонилось от советской модели. После вторжения в Чехословакию 1968, советское руководство провозгласило «доктрину Брежнева», где говорилось, что СССР имеет право вмешаться в дела любого братского коммунистического государства, если в нём возникнет угроза социализму (т. е. если оно перестанет следовать советским образцам). Эта внешнеполитическая доктрина увеличила напряженность не только с вассалами Восточного блока, но и с азиатскими коммунистическими государствами. К 1969 году отношения СССР с другими коммунистическими странами ухудшились до такой степени, что Брежнев смог собрать лишь пять из четырнадцати правящих компартий для участия в международном совещании в Москве. После этого неудавшегося совещания был сделан вывод: ведущего центра международного коммунистического движения не существует.
В 1969 году китайские войска развязали конфликт на советской границе. Китайско-советский раскол страшно огорчал премьера Алексея Косыгина, который поначалу отказывался верить, что он продлится долго. Косыгин посетил Пекин в 1969 году с коротким визитом, пытаясь снять напряженность между СССР и Китаем. В начале 1980-х годов как китайцы и Советский Союз опубликовали заявления с призывами к нормализации взаимных отношений. Китайцы требовали при этом сокращения советского военного присутствия на китайской границе, вывода войск СССР из Афганистана и Монголии, прекращения поддержки вьетнамского вторжения в Камбоджу. Брежнев ответил в своем мартовском выступлении 1982 в Ташкенте, где поддержал идею нормализации отношений. Но её реализация заняла потом годы, до правления последнего советского лидера Михаила Горбачева.
Брежнев и вторжение в Афганистан
После коммунистической революции в Афганистане (1978) насилия захватившего там власть режима привели к гражданской войне. Народное сопротивление коммунистам возглавили моджахеды. Руководители советской внешней политики были обеспокоены возможностью ослабления влияния СССР в Центральной Азии. После доклада КГБ о том, что Афганистан можно занять в течение нескольких недель, Брежнев и узкий круг из нескольких высокопоставленных партийных сановников согласились на полномасштабную интервенцию в эту страну.
Афганские моджахеды
Значительная часть советского военного руководства была против активного присутствия в Афганистане, считая, что СССР должен предоставить эту страну самой себе. Президент США Картер, следуя совету своего советника по национальной безопасности Збигнева Бжезинского, осудил ввод войск в Афганистан и охарактеризовал его как «самую серьезную опасность для мира с 1945 года». США приостановили все поставки зерна в СССР и бойкотировали летнюю Олимпиаду 1980 в Москве. Советский Союз ответил бойкотом летних Олимпийских игр 1984 в Лос-Анджелесе.
Политика Брежнева в Восточной Европе
Серьёзным вызовом для внешней политики Брежнева стала попытка (1968) коммунистического руководства Чехословакии во главе Александром Дубчеком провести либерализацию коммунистической системы (так называемая «Пражская весна»). В июле 1968 Брежнев публично раскритиковал чехословацких вождей как «ревизионистов» и «антисоветчиков», а в августе организовал вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию и свержение Дубчека. Вторжение привело к публичным протестам диссидентов в различных странах Восточного блока. Утверждение о том, что Советский Союз во имя «защиты социализма» имеет право вмешиваться во внутренние дела своих сателлитов, стало известно под именем Доктрины Брежнева, хотя на самом деле она лишь следовала прежней советской политике, осуществлённой и Хрущевым в Венгрии в 1956. Вскоре после ввода войск в Чехословакию Брежнев, выступая на V съезде Польской объединенной рабочей партии 13 ноября 1968, сформулировал свой внешнеполитический подход:
«Когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть развитие какой-либо социалистической страны в направлении реставрации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом — это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран».
Когда ситуация в Чехословакии обсуждалась на Политбюро, Брежнев не был одинок в своём решении применить военную силу. Напротив, если бы он воздержался или голосовал против советской интервенции, то, возможно, столкнулся с сопротивлением других вождей – как в СССР, так и в странах Восточного блока. Некоторые архивные данные склоняют к мысли, что Брежнев был одним из тех немногих, кто в решающий момент искал временный компромисс с реформаторами из чехословацкого правительства. В те годы среди советских вождей были и такие, кто ратовал за возвращение к режиму сталинского типа. Есть сведения, что после военного вмешательства 1968 года Брежнев встречался с чехословацким реформатором Богумилом Симоном, членом Политбюро Коммунистической партии Чехословакии, и сказал ему: «Если бы я не голосовал за советскую вооруженную помощь Чехословакии, то не сидел бы здесь сегодня. Вполне возможно, что меня бы вообще уже не было».
Советские танки, окружённые толпой демонстрантов на улице Праги, 1968 год
В 1980 году разразился политический кризис в Польше, где возникло массовое народное движение под названием Солидарность. К концу октября, в Солидарности было 3 миллионов членов, а в декабре уже 9 миллионов. Согласно опросу общественного мнения, организованному польским правительством, 89% респондентов поддерживали Солидарность. В польском руководстве существовал раскол по вопросу о том, что делать. Войцех Ярузельский предлагал ввести военное положение, но большинство не хотело этого. Советский Союз и Восточный блок колебались, но вождь Восточной Германии Эрих Хонеккер настаивал на военной акции. В официальном письме Брежневу Хонеккер предлагал совместные военные меры с целью подавить польские волнения. Отчет ЦРУ сообщал, что советские войска уже были мобилизованы для вторжения.
В том же 1980 году лидеры Восточного блока встретились в Кремле для обсуждения польской ситуации. Брежнев в конце концов решил: пока будет лучше прямо не касаться внутренних дел Польши. Он заверил польских делегатов, что СССР вмешивается, лишь если его об этом попросят. Когда польские волнения усилились, Войцех Ярузельский 12 декабря 1981 ввел военное положение, не приглашая в страну иностранных войск.