Леонид Ильич Брежнев (1906-1982) – вождь СССР в 1964-1982. 

Молодость Брежнева и его восхождение власти

[Подробнее - см. в статье Брежнев Леонид Ильич - биография. Лучший анализ итогов брежневского правления дан в статье А. И. Солженицына «Коммунизм к брежневскому концу».]

Брежнев родился в Каменском (потом Днепродзержинск, Днепропетровской области Украины), в семье рабочего. Он окончил Курский землеустроительный техникум (1927), а потом, работая слесарем на металлургическом заводе, – вечернее отделение Днепродзержинского  металлургического института (1935). В 1936-1937 Брежнев работал директором металлургического техникума в Днепродзержинске, инженером на заводе. В эти годы он стал быстро продвигаться по партийной линии, ибо Большой террор Сталина, сопровождавшийся гибелью многих советских бонз, освободил множество видных постов для молодёжи. Брежнев переехал в областной центр – Днепропетровск – и в 1939 стал там секретарём обкома, отвечавшим за работу военных предприятий.

После начала Великой Отечественной войны Леонид Ильич стал армейским политкомиссаром. Весной 1943 он дорос до главы политотдела 18-й армии из состава Первого Украинского фронта. Политработой на всём этом фронте заведовал Никита Хрущёв, и Брежнев сделался его протеже. В 1943 Брежнев участвовал в боях за Новороссийск и посещал окружённый немцами с суши плацдарм «Малая земля».

Леонид Брежнев на войне. Фото

Брежнев на войне: бригадный комиссар (фото 1942)

 

После войны он по рекомендации Хрущёва стал (1946) первым секретарём Запорожского, а затем (1947) – Днепропетровского обкомов партии. С 1950 возглавил компартию Молдавии. В 1952 был сделан членом ЦК.

Есть сведения, что во время борьбы за власть после смерти Сталина Брежнев, верный Хрущёву, лично участвовал в аресте его врага Берии (июнь 1953). Став первым лицом в советской иерархии, Хрущёв вначале продвинул Леонида Ильича в начальники политуправления армии и флота, а потом (1955) – на должность главы компартии Казахстана. Здесь Брежнев принимал видное участие в освоении целины и строительстве космодрома Байконур.

В феврале 1956 Брежнев был отозван в Москву и занял влиятельный пост секретаря ЦК по оборонной промышленности. В июне 1957 он поддержал Хрущёва при его столкновении с Молотовым, Маленковым и Кагановичем и после разгрома этой «антипартийной группы» вошёл в Политбюро. В мае 1960 Леонид Ильич заменил Ворошилова на посту Председателя Президиума Верховного Совета – формального главы государства, второй по значению должности в СССР.

В октябре 1964 Брежнев, Косыгин, Шелепин и Подгорный организовали заговор и, созвав ЦК, сместили неуравновешенного Хрущёва. Вслед за этим Брежнев на должности Первого (с 1966 – Генерального) секретаря возглавил компартию, Косыгин – Совет Министров. Должность Председателя Президиума Верховного Совета досталась Микояну, а через год – Подгорному. Постепенно оттесняя сотоварищей, Леонид Ильич в последующие годы выдвинулся на роль главного советского вождя. Косыгин всё более терял влияние, а Подгорный в июне 1977 был смещён с поста Председателя Президиума, который перешёл к Брежневу. Тот совместил в собственных руках и партийное, и государственное руководство.

 

Внешняя политика Брежнева

[Подробнее – см. в отдельной статье Брежнев – внешняя политика]

Внешняя политика Брежнева была отмечена чередованием успехов и неудач. В начале своего правления он энергично усилил гонку вооружений с США и сумел заметно нарастить советскую военную мощь. К концу 1960-х годов СССР, доселе заметно отстававший от Америки в ядерной сфере, добился паритета с ней. Он также построил мощный флот, впервые в своей истории став глобальной военно-морской державой. Однако ради этого пришлось заметно усилить нагрузку на бюджет, что позже способствовало ослаблению и кризису советской экономики.

Господство Москвы над «социалистическим блоком» грозили ослабить события в Чехословакии. Чешский лидер Александр Дубчек попытался провести в своей стране либеральные политические и экономические реформы, но Брежнев путём ввода войск Варшавского договора (август 1968) подавил «Пражскую весну». Однако строптивость других восточноевропейских союзников в отношении советской гегемонии от начала к концу правления Брежнева продолжала расти. Особенно это касалось Румынии, Югославии и Албании. В начале 1980-х годов народное движение против коммунизма во главе с профсоюзом «Солидарность» развернулось в Польше, и Брежнев на сей раз воздержался от ввода войск.

На Дальнем Востоке советская политика добилась важного успеха в виде проигрыша США к 1975 Вьетнамской войны. Однако этому предшествовало не менее важное её поражение: в 1965-1966 мощная индонезийская компартия была разгромлена генералом Сухарто. Окончательно рухнула и существовавшая при Сталине гегемония СССР над коммунистическим Китаем. Отношения Москвы с Пекином ухудшились до такой степени, что в 1969 вспыхнули кровавые пограничные столкновения на острове Даманском. Обескровленный «культурной революцией» Китай пошёл затем на сближение с США, и в 1972 американский президент Ричард Никсон даже посетил Мао Цзэдуна в Пекине.

В ответ Брежнев развернул политику «разрядки» с Западом. Она началась подписанием в 1972 договора ОСВ-1 об ограничении ядерных вооружений, который официально зафиксировал стратегический паритет между СССР и США. В 1975 СССР подписал Хельсинкский Заключительный акт. Этот считавшийся венцом разрядки договор окончательно закрепил выгодные для советского блока европейские границы, сложившиеся по итогам Второй Мировой войны (в том числе и раздел Германии). Но он содержал и пункт о том, что СССР будет уважать права и основные свободы человека. В первое время внутри Советского Союза эта статья соблюдалась лишь на бумаге, однако после смерти Брежнева она стало важным рычагом для роста диссидентского движения.

Соперничество СССР с США на Ближнем Востоке более всего отразилось при Брежневе в Шестидневной войне 1967 и «Войне Судного дня» 1973. Здесь перевес мало-помалу склонялся на сторону США – особенно после разрыва египетским лидером Садатом дружбы с СССР и Кемп-Дэвидского договора 1978.

В Южной Азии СССР помог дружественной Индии разгромить и расколоть надвое союзный Западу Пакистан (1971). Но индийцы были крайне ненадёжными партнёрами Москвы. Их политика постоянно лавировала между двумя главными мировыми блоками и к началу 1980-х годов стала всё больше тяготеть к «капиталистическому».

В годы правления Брежнева советское влияние по внешности быстро росло в странах третьего мира (Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Ливия, Северный Йемен, ООП, Сирия, Ирак, Никарагуа, Гренада). Однако эти новые далёкие союзники стоили очень дорого. Дружба с ними тоже оказалась крайне непрочной: она легко рушилась при первом сокращении финансовых подачек из Москвы.

В декабре 1979 советские вожди приняли решение вторгнуться в Афганистан. Эта страна и доселе находилась под преимущественным влиянием СССР, но теперь Москва решила поддержать в ней диктатуру крайней левой партии, выставившей лозунг: «перейти от феодализма к коммунизму, минуя и буржуазную, и социалистическую стадии». Война в горной стране, где мусульманское население видело в новоявленных «модернизаторах» разрушителей векового народного уклада, оказалась крайне тяжёлой. Афганистан стал «советским Вьетнамом», безуспешно поглотившим массу ресурсов и сил.

 

Внутренняя политика Брежнева

[Подробнее – см. в отдельной статье Брежнев – эпоха застоя]

Внутри страны линия Леонида Ильича была столь же двойственной как по направлению, так и по результатам. С одной стороны, продолжалось начатое Хрущёвым «смягчение социализма»: было несколько облегчено положение колхозников, шло ограниченное повышение зарплат, прекратилась ярая антицерковная кампания, ушли в прошлое волюнтаристские прожекты «больших скачков», не раз возникавшие при Никите Сергеевиче.

Но, с другой стороны, «общественная собственности на средства производства» оставалась незыблемой, обрекая подавляющее большинство советского народа на полную – хуже крепостной – зависимость от государства. Частное производство не допускалось даже в индивидуальном масштабе, а робкая экономическая реформа Косыгина с целью весьма умеренного расширения инициативы руководства госпредприятий была задушена, почти и не начавшись. Церковь перестали преследовать оголтело, но взамен она должна была согласиться на всецелое подчинение коммунистам. Хозяйственный волюнтаризм сменился болотным застоем: с середины 1970-х годов советская экономика неуклонно погружалась в стагнацию, которая сильнее всего затронула передовые, новаторские отрасли.

Ордена Брежнева

Брежнев в мундире с орденом Победы и другими наградами

 

Мёртвый застой усиленно насаждался Брежневым и в идейной сфере. Любое инакомыслие решительно пресекалось руками возглавляемого Ю. Андроповым КГБ. Массового террора, похожего на ленинский и сталинский, в эти годы не возникло, но лишь по причине отсутствия мощных оппозиционных движений, которые надо было бы уничтожать. Диссидентство в годы брежневского «безвременья» свелось к редким индивидуальным протестам. В такой форме с ним боролись психушками и тюремными сроками. Ярчайший представитель тогдашней русской литературы А. И. Солженицын был насильственно выдворен из СССР, а вождь либералов-западников А. Сахаров – выслан из Москвы в Горький (Нижний Новгород).