Героическая оборона русскими войсками Севастополя была важнейшей частью Крымской войны 1853-1856 гг. Летом 1854 слабые результаты прежних действий против России на море и суше побудили англичан и французов предпринять высадку в Крыму. Её целью было уничтожение русского черноморского флота с его главной базой – Севастополем. Приготовленное для этой экспедиции англо-франко-турецкое войско насчитывало 62 тысячи человек со 134 полевыми и 73 осадными орудиями. Флот, который должен был перевезти его в Крым из болгарской Варны, включал в себя 34 линейных корабля, 55 фрегатов и пароходов и более 300 транспортных судов. Русская эскадра, стоявшая в Севастополе под начальством Нахимова, была заметно слабее.

1 сентября 1854 десант западных союзников занял Евпаторию, а на следующий день их главные силы высадились близ этого города. Севастополь располагал хорошей береговой обороной, но его укрепления с суши были крайне слабы. Общая численность русских сухопутных сил в Крыму едва превышала 51 тысячу. Они ещё и были крайне рассредоточены. На востоке, между Керчью, Феодосией и Арабатом находилось 12 тысяч, под начальством генерала Хомутова, а в остальной части полуострова – 39 тысяч во главе с князем Меншиковым. Меншиков знал о подготовке вражеской высадки и даже угадал её пункт, но стоявший выше по воинской иерархии князь Паскевич отказывался посылать ему сильные подкрепления.

Александр Сергеевич Меншиков

Александр Сергеевич Меншиков. Портрет работы Дж. Доу, 1826

 

По слабости своих войск Меншиков не мог препятствовать высадке союзников. Он решил задержать их по пути к Севастополю, на реке Альме, чтобы попытаться здесь нанести им урон и выиграть время до подхода подкреплений. Однако позиция на Альме не позволяла сосредоточить много войск. Меншиков сумел расположить здесь лишь 33,5 тысячи солдат с 96 орудиями. Англичане и французы атаковали его 8 сентября 1854 г. и после упорного боя вынудили к отступлению. Потери русских в битве на реке Альме составили 5700 человек, а у врага – 3300.

Преследования не было, и русские успели беспрепятственно отойти на южную сторону Севастополя. На входе в бухту было затоплено несколько старых кораблей, чтобы не допустить проникновения в неё неприятельского флота. Экипажи судов влились в состав гарнизона. В город свезли корабельные орудия, готовясь к отчаянной обороне.

С поля боя при Альме враг двинулся лишь 11 сентября. Думая, что Севастополь хорошо укреплён с севера, французский маршал Сент-Арно решил обойти город и атаковать его с юга, где ожидал меньше сопротивления. Это решение было крупнейшей его ошибкой.

Союзники стали в крепкой, защищённой от обхода позиции на Херсонесском полуострове. Их флот расположился рядом, в нескольких мелких бухтах. Князь Меншиков, опасаясь быть запертым в Севастополе, вывел из него большую часть войск и отступил к Бахчисараю. Руководить обороной Севастополя остались адмиралы Нахимов и Корнилов с 18 тысячами бойцов.

Адмирал Нахимов

Адмирал Павел Степанович Нахимов

 

Англичане 24 сентября заняли Балаклаву, а французы стали на западной части Херсонесского полуострова. Адмирал Нахимов поначалу ожидал немедленного штурма, но враг осторожничал и приступил к осадным работам (французы – перед 5-м бастионом, англичане – перед 3-м). Это дало и русским время укрепиться. Они тоже начали фортификационные работы, ведя их с большим искусством под руководством инженерного подполковника Тотлебена. Князь Меншиков вскоре прислал в Севастополь подкрепления, но от этого его собственная армия настолько ослабла, что ей пришлось избегать столкновений с противником.

Англичане и французы сильно страдали от холеры и недостатка продовольствия. Они попытались добыть провизию грабительским нападением на Ялту, но оно мало что принесло. Гарнизон Севастополя мешал осадным работам при помощи обстрелов и геройских вылазок.

 

Л. Н. Толстой. Севастополь в декабре месяце. Краткое содержание. Иллюстрированная аудиокнига

 

5 октября последовала первая – очень мощная – бомбардировка Севастополя. Она не принесла англичанам и французам успеха. Во время сопровождавших её боёв русские войска потеряли 1250 человек, а противник – 900-1000. На Малаховом кургане был смертельно ранен адмирал Корнилов. Союзникам пришлось отказаться от упований легко взять крепость, русские же солдаты заметно воспрянули духом. Силы князя Меншикова, стоявшего за пределами Севастополя, тем временем постепенно росли, и он был сделан главнокомандующим всех войск в Крыму. Меншиков решил устроить нападение на врага у Балаклавы. Вначале он выслал для этого 16-тысячный отряд генерала Липранди, и тот добился частичного успеха. Тогда Меншиков ударил на противника со всеми своими силами, но потерпел поражение под Инкерманом, стоившее русским до 12 тысяч потерь. Тем не менее, опасения скорого решительного штурма Севастополя оказались напрасными. Осада затягивалась. Успеху русской обороны помогла и страшная буря 2 ноября 1854, которая нанесла крупные повреждения флоту противника и частично разрушила возведённые им сооружения. Во вражеском лагере свирепствовала сильная смертность. Оборонявшиеся русские действовали против него не только огнём, но вылазками и контрминами. В награду за героизм войск император Николай I повелел каждый месяц в Севастополе считать за год службы.

Осада Севастополя. План

План осады Севастополя 1854-1855

 

В начале 1855 князь Меншиков имел больше сил, чем союзники, но несколько раз упустил удобные моменты для нового нападения на них. В конце января 1855 в Евпаторию прибыл морем турецкий корпус Омера-паши (21 тысяча солдат). Меншиков двинул отряд генерала Хрулёва (19 тысяч) штурмовать занятую врагом Евпаторию, однако Хрулёв потерпел неудачу (5 февраля), потеряв 800 человек. Узнав об этом, Николай I сместил Меншикова с главнокомандования, заменив его М. Д. Горчаковым.

Генерал Михаил Горчаков

Генерал Михаил Дмитриевич Горчаков, дед П. А. Столыпина. Портрет работы Я. К. Каневского, 1860

 

Англичане и французы тем временем получили новые подкрепления, увеличившие их силы под Севастополем до 120 тысяч. К ним прибыл и отличный французский инженер, генерал Ниель, который повёл осадные работы по-новому, направив их главным образом против Малахова кургана. Чтобы усилить свою оборону в этом пункте, русские выдвинулись тут вперёд и соорудили новые укрепления: Селенгинский и Волынский редуты и Камчатский люнет. В этот момент умер Николай I, и на трон вступил его сын Александр II.

В Европе господствовало недовольство отсутствием решительной победы над Россией. Под его воздействием англичане и французы 28 марта 1855 предприняли вторую усиленную бомбардировку Севастополя, за которой намеревались устроить штурм. Но десятидневный адский огонь не дал ожидаемого. То, что разрушалось днём, геройские защитники крепости частично восстанавливали ночью. Хотя обороняющиеся понесли жестокий урон (около 6 тысяч человек), противник так и не решился на штурм.

Западные союзники сосредоточились теперь на подтягивании подкреплений. К антироссийской коалиции присоединилась и Сардиния, чей знаменитый министр Кавур рассчитывал таким образом добиться благосклонности французов в вопросе предстоящего объединения Италии. В Крым прибыло 15-тысячное сардинское войско, и силы союзников достигли там 170 тысяч. Русские были уже не в состоянии противопоставить им равночисленную армию. Новоявленный французский император Наполеон III требовал от своего главнокомандующего Канробера решительных действий и даже лично составил их план. Однако Канробер отказался его исполнят, был смещён за это и заменён Пелисье.

Пелисье предпринял экспедицию на восток Крымского полуострова, чтобы блокировать подвоз к русским продовольствия с Азовского моря, а при удаче – захватить Перекоп с Чонгаром, отрезав Крым от России по суше. Ночью 11 мая 1855 года 16 тысяч его солдат сели на суда в Камышевой бухте и Балаклаве и на следующий день высадились у Керчи. Барон Врангель, командир русских войск в восточной части Крыма, имел всего 9 тысяч человек и был вынужден отступить по направлению к Феодосии. Противник занял Керчь. Его суда вошли в Азовское море, чьи берега грабили всё лето. Но враг потерпел неудачу под Арабатом и Геническом и не смог проникнуть к Сивашу и Чонгару.

22 мая Пелисье захватил под Севастополем Федюхины и Балаклавские горы и долину реки Черной. После двухдневной бомбардировки (третьей) враг взял вечером 26 мая Селенгинский и Волынский редуты и Камчатский люнет, получив доступ к Малахову кургану. Положение обороняющегося Севастополя стало критическим. Подвоз припасов к городу стал очень трудным, а противнику всё беспрепятственно доставлялось морским путём.

Утром 6 июня 1855 французы и англичане бросились на штурм Малахова кургана и 3-го бастиона, но были отбиты. Севастополь удержался, однако один за другим гибли лучшие вожди обороны. 7 марта оторвало ядром голову доблестному защитнику Малахова кургана, адмиралу Истомину. 8 июня был ранен инженер Тотлебен, хотя он больной еще 2 месяца продолжал издали руководить работами. 28 июня был смертельно ранен пулей адмирал Нахимов.

Надо было или выводить войска из города или вновь попытаться напасть на противника извне. В конце июля 1855 в Крым прибыли на подкрепление три русские пехотные дивизии. На военном совете большинство высказалось за то, чтобы ударить по неприятелю со стороны реки Черной. 4 августа князь Горчаков предпринял это нападение, но в битве на реке Чёрной был отражён с огромным уроном. С 5 по 8 августа шла новая, пятая, бомбардировка Севастополя. От страшного огня 800 орудий участники обороны теряли по 900 – 1000 бойцов в день. С 9 по 24 августа огонь был слабее, но и в этот период от него гибло 500 – 700 человек ежедневно.

24 августа 1855 началась шестая генеральная бомбардировка, превратившая большинство укреплений в груду развалин, которую уже невозможно было восстановить. 27 августа противник двинулся на штурм и овладел Малаховым  курганом. На других пунктах англичане и французы были отбиты, но с высоты кургана они видели весь город и могли в ближайшее же время легко войти в него с других направлений. Продолжать оборону было уже нельзя, и той же ночью Горчаков перевёл остатки гарнизона через Большую бухту по мосту на плотах, сооружённому за две недели до этого. Русские сами сожгли остатки города, взорвали пороховые погреба и затопили стоявшие в бухте корабли. Боясь натолкнуться на мины, противник не преследовал отступающие войска.

За 11 месяцев обороны Севастополя (с 27 сентября 1854 г. по 27 августа 1855 г.) англичане и французы потеряли не менее 70 тысяч солдат, не считая умерших от болезней, а русские – около 83,5 тысяч. Обе стороны готовились продолжать войну. Русские войска (115 тысяч) стали по северному берегу Большой бухты, а противник (150 тысяч одной пехоты) – по южному берегу и реке Чёрной.

если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочтите статью Оборона Севастополя - кратко из лучшего учебника русской истории, написанного академиком С. Платоновым