Жданов, Андрей Александрович (14 (26) февраля 1896 – 31 августа 1948) – видный советский политик. После Великой Отечественной войны он считался наиболее вероятным наследником власти И. Сталина, но умер раньше него. 

Партийная карьера Жданова

Андрей Жданов вступил в Российскую социал-демократическую партию (большевиков) в 1915 году и в советские годы постепенно сделал блестящую карьеру, став после убийства Сергея Кирова в 1934 коммунистическим правителем Ленинграда. В июле 1938 он сделался Председателем Верховного Совета РСФСР. Жданов был деятельным проводником Большого террора Сталина, хотя в этой партийной чистке он был не так активен, как Молотов, Каганович и Ворошилов. Тем не менее, задокументировано личное утверждение Ждановым 176 расстрельных списков. В июне 1940 года он был послан в Эстонию, чтобы руководить созданием Эстонской Советской Социалистической Республики и ее присоединением к СССР.

Жданов Андрей Александрович

Андрей Жданов. Фото 1937 г.

 

Жданов играл видную роль во время обороны блокированного германскими войсками Ленинграда. После того как 4 сентября 1944 года в Москве было заключено соглашение о прекращении огня между СССР и Финляндией, Жданов руководил Союзной контрольной комиссией в Финляндии до Парижского мирного договора 1947.

В январе 1945 Жданов был освобождён от должности Первого секретаря Ленинградского обкома и горкома, но сохранил в городе немалое влияние. В 1946 Сталин поручил Жданову направлять культурную политику Советского Союза. Первым делом (в декабре 1946) он подверг цензуре писателей, в том числе Анну Ахматову и Михаила Зощенко. Он выдвинул лозунг, часто именуемый на Западе «доктриной Жданова»: «Единственно возможный конфликт в произведениях советской культуры – конфликт между хорошим и ещё лучшим».

В 1946 – 1947 Жданов был Председателем Совета Союза Верховного Совета СССР. В 1947 году он организовал Коминформ, подобие прежнего Коминтерна, предназначенное для координации действий компартий Европы.

В феврале 1948 года Жданов начал чистки среди музыкантов – «борьбу с формализмом». Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян и многие другие композиторы подверглись в это время порицанию. В июне 1948 года, Сталин послал Жданова на встречу Коминформа в Бухаресте. Её целью было осуждение Югославии и Тито, но Жданов вёл здесь более сдержанную линию, чем другой советский делегат – и его соперник – Георгий Маленков. Это взбесило Сталина, который снял Жданова со всех постов и заменил Маленковым. Жданов был переведен в санаторий, где и умер 31 августа 1948 года от сердечной недостаточности. Вполне возможно, что его смерть была следствием преднамеренного неверного диагноза.

Родной город Жданова, Мариуполь, был переименован в его честь по сталинской инициативе (1948). На его центральной площади был воздвигнут памятник Жданову. Название Мариуполь было возвращено в 1989 году, а памятник демонтирован в 1990.

Никита Хрущев пишет в воспоминаниях, что Жданов был алкоголиком, и что в его последние дни, Сталин кричал на него, настаивая, чтобы он прекратил пьянство и пил только фруктовый сок. После войны Сталин говорил о Жданове, как о своём преемнике, но плохое здоровье Жданова дало его соперникам, Берии и Маленкову, возможность подорвать влияние конкурента. После смерти Жданова Берия с Маленковым смогли развязать «Ленинградское дело». Его жертвой пали прежние ждановские протеже Николай Вознесенский и Алексей Кузнецов, которые тоже стали было выдвигаться на роль преемников Сталина.

Жданов во время блокады Ленинграда

Жданов во время блокады Ленинграда

 

Идеология Жданова

Возникнув в 1946 и просуществовав до конца 1950-х годов, идеологическое учение Жданова («ждановщина», «доктрина Жданова») господствовало над культурной деятельностью в СССР. Жданов намеревался создать новую философию художественного творчества. Жданов и его соратники стремились устранить иностранное влияние из советской культуры, провозглашая, что «аполитичное» искусство есть идеологическая диверсия. Их теории исходили из того, что мир разделен на два противоборствующих лагеря: «империалистический» во главе с США и «демократический» во главе с СССР. Это соответствовало терминологии Холодной войны, которая также началась в 1946 году. Лозунг  «единственно возможный конфликт в советской культуре – конфликт между хорошим и ещё лучшим» прекрасно выражает смысл ждановщины. Это культурная политика строго навязывалась путём цензуры писателей, художников и интеллигенции. Те, кто не укладывался в определённые Ждановым стандарты, подвергались наказанию. Этот курс, официально прекращённый в 1952 году, имел весьма негативное влияние на советскую культуру.

Истоки этой идеологии возникли ещё до 1946, но в полную силу она вошла с момента атаки на «аполитичные», «буржуазные», «индивидуалистические» произведения сатирика Михаила Зощенко и поэтессы Анны Ахматовой, писавших для литературных журналов «Звезда» и «Ленинград». В специальном докладе Жданова (август 1946) Зощенко был назван «подонком литературы», а поэзия Ахматовой объявлена «совершенно далёкой от народа». Результатом доклада стало грозное партийное постановление «О журналах "Звезда" и "Ленинград"».

20 февраля 1948 года ждановщина сместила свой главный акцент на «антиформализм», направившись на композиторов, вроде Дмитрия Шостаковича. В апреле того же года многие из этих музыкантов были принуждены покаяться за «формализм» на специальном съезде Союза композиторов. Эти композиторы были реабилитированы в Советском Союзе лишь 28 мая 1958.

 

Члены семьи Жданова

Сын Жданова, Юрий (1919 – 2006), в 1949 женился на дочери Сталина, Светлане Аллилуевой, но уже в 1950 развёлся с ней. Они имели совместную дочь, Екатерину.