Пятаков, Георгий (Юрий) Леонидович (6 (18) августа 1890 – 30 января, 1937) – видный большевик, член левой оппозиции Сталину.
Пятаков (партийные псевдонимы: Киевский, Лялин, Петро, Японец) родился в 1890 в поселке рядом с Мариинским сахарным заводом (Киевская губерния). Директором (по другим сведениям, владельцем) этого завода был его отец, Леонид Тимофеевич Пятаков, русский по национальности.

Георгий Леонидович Пятаков. Фото 1916
Георгий начал революционную деятельность как анархист ещё в школе, но в 1910 вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Он учился на экономическом отделении юридического факультета Петербургского университета, однако в 1910 году был исключён после третьего курса. В 1912 Пятаков примкнул к большевикам. В том же году он вместе со своей подругой, Евгенией Бош, был арестован и сослан в Сибирь. Вскоре они бежали, отправившись через Японию и США в Швейцарию, где присоединились к эмигрантскому революционному сообществу. Пятаков и Бош жили вместе, пока прославившаяся своей жестокостью при подавлении крестьянских волнений «фурия» Евгения не покончила с собой в 1925 году из-за чахоточных мучений.

Жена Г. Пятакова, «фурия» большевицкого террора, Евгения Бош
Точка зрения Пятакова на некоторые элементы теории и тактики революционной борьбы не совпадала с той, что проводилась большевицким ЦК.
В Швейцарии Пятаков вместе с Лениным редактировал журнал «Коммунист», но вскоре вышел из редакции из-за разногласий с коллегой. Он был одним из самых яростных противников Ленина по национальному вопросу и по проблеме Брестского мира Германией.
С марта 1917 года Пятаков жил на Украине, возглавляя Киевский комитет РСДРП и Киевский военно-революционный комитет. Он резко выступал против украинских националистов и стоял за переход власти на Украине к Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Пятаков полагал, что партия должна отбросить идею самоопределения наций, которая является «шовинистической» и «противоречит интернационализму».
Во время Октябрьского переворота 1917 Пятаков был вызван в Петроград, где участвовал в захвате Госбанка и был назначен его комиссаром.
В ходе борьбы среди большевиков по вопросу о Брестском мире Пятаков вместе с другими «левыми» выступал за «революционную войну». Когда эта линия была отвергнута, он уехал из Петрограда на Украину, где воевал в войсках В. Примакова.
Пятаков был одним из основателей украинского большевизма и украинской Красной Армии. На первом съезде КП(б)У (Москва, июль 1918) Пятаков был избран секретарем ЦК. С ноября 1918 до января 1919 он был главой Временного рабоче-крестьянского правительства Украины, созданного большевиками для борьбы с Директорией Петлюры. 24 января Москва устранила Пятакова с этого поста, заменив его Х. Раковским. Пятаков после этого вновь возглавлял секретариат ЦК КП(б)У, а также военный ревтрибунал.
В марте 1919 года он был делегатом VIII-го съезда РКП(б), где безуспешно оппонировал позиции Ленина по национальному самоопределению. В январе – феврале 1920 Пятаков кратковременно руководил военной разведкой Красной армии, а зимой 1920-1921 совместно с Розалией Залкинд (Землячкой) и Белой Куном выступал направителем ужасающего красного террора в отбитом у армии Врангеля Крыму.
По окончании Гражданской войны, в 1920-1921, Пятаков отвечал за руководство угольной промышленностью Донбасса. В 1922 он стал заместителем главы Госплана РСФСР, а в 1923-1927 являлся заместителем Председателя Высшего Совета народного хозяйства СССР (ВСНХ).
«Лево-коммунистические» взгляды Пятакова были очень близки к идеям Троцкого. Поэтому Георгий Леонидович участвовал практически во всех левых и троцкистских оппозициях Сталину.
Он был исключен из партии за принадлежность к «троцкистско-зиновьевскому блоку», но восстановлен в 1928 году после того, как отказался от троцкизма. В 1929 Пятаков был назначен председателем правления Госбанка СССР. Он занимал эту должность в течение полутора лет и был уволен из-за неудачи кредитной реформы.
Несмотря на это, в 1931-1932 он вновь занимал пост заместителя председателя ВСНХ. После того как в 1932 руководителем советской тяжёлой промышленности был назначен полуобразованный фельдшер Орджоникидзе, его заместителем поставили считавшегося более подготовленным (неоконченный университет) Пятакова. Он должен был помогать своему шефу «техническими навыками».
Шедший к полной единоличной власти Сталин вскоре развернул свой Большой Террор против старой авторитетной партийной гвардии. Почувствовав опасность, Пятаков стал сильно пить, доходя порой до белой горячки. 12 сентября 1936 он был арестован по обвинению в антипартийной и антисоветской деятельности. Пятаков был в числе главных подсудимых на процессе «Параллельного антисоветского троцкистского центра», где его обвинили в совместном заговоре с Троцким с целью захвата власти. Свой умысел они, якобы, собирались осуществить с помощью фашистской Германии – и потом отблагодарить её большими территориальными уступками за счёт Советского Союза. Обвинение представило «доказательства», что Пятаков тайно встречался с Троцким в Норвегии, хотя администрация аэродрома в Осло удостоверила: в момент предполагаемого визита Пятакова к Троцкому никаких иностранных самолетов туда не прибывало.
30 января 1937 года Георгий Пятаков был приговорен к смерти и казнен.
Его реабилитировали и восстановили в партии посмертно в 1988 году, в эпоху Горбачева.