Столыпин Пётр Аркадьевич (1862 – 1911) – крупнейший русский реформатор, глава правительства в 1906-1911.
Выходец из знатного дворянского рода, он благодаря силе характера и талантам быстро продвигался по государственной службе и вскоре дорос до губернаторских должностей (в Гродно и Саратове).
Материальное положение русской деревни мало улучшилось даже после отмены в 1861 крепостного права. Причиной этого был «полусоциалистический» общинный строй, насаждавшийся государственной бюрократией с петровских времён. И после 1861 крестьяне не получили права частной собственности на землю. Каждое сельское крестьянское общество было коллективным владельцем своей земли и распределяло участки между членами по уравнительному принципу, ещё и с периодическими переделами. Такое искусственно поддерживаемое «равенство» лишало наиболее трудолюбивую часть крестьян перспективы разбогатеть и стимула к труду. Крупные улучшения и мелиорации на участке становились бессмысленными – ведь при очередном переделе его можно было утратить. Следствиями общинного строя были сельскохозяйственный застой и нищета, порождавшие недовольство властью.
Петр Аркадьевич Столыпин
Губернатор Столыпин присоединился к сторонникам замены коллективистской общины частными крестьянскими хозяйствами. Пётр Аркадьевич понял, что сельский ропот был главной причиной роста начавшейся в 1905 революции. Эту революцию невозможно было подавить одной силой. Требовались реформы – и отмена общинного строя должна была стать важнейшей из них.
Обратив внимание на столыпинские доклады по крестьянскому вопросу, царь Николай II вызвал его из Саратова в столицу и назначил министром внутренних дел (26 апреля 1906). Как раз на следующий день началась работа 1-й Государственной Думы. Желая продолжать революцию, та стала открыто одобрять эсеровские и социал-демократические теракты, не признала назначенного царём правительства и потребовала изменить только что опубликованную конституцию (Основные законы 23 апреля 1906) в сторону предельного ослабления монархизма. Аграрный вопрос Дума сулила решить путём отнятия земли у помещиков и раздела её между крестьянами. Думцы скрывали, однако, что крестьянам и так уже принадлежало 75-80% удобной для обработки (не леса, не болота, не тундра) земли. Делёжка помещичьих имений обогатила бы деревенское население совсем незначительно. Порабощавшую же крестьянство общину наклонная к социализму Дума всеми силами желала сохранить.
Из членов правительства именно Столыпин смелее всех сопротивлялся Думе, доказывая, что она ведёт государство к развалу. 8 июля 1906 царь распустил Думу, объявил новые выборы и назначил молодого, энергичного Столыпина главой кабинета министров вместо престарелого Горемыкина.
За роспуском Думы последовало усиление революционного террора. 12 августа революционеры устроили дерзкий взрыв дачи премьера на Аптекарском острове. Столыпин при этом уцелел лишь чудом, его дети были искалечены. Ответом стало введение 19 августа военно-полевых судов, которые получили право выносить в 48 часов и затем исполнять в 24 часа приговоры по тяжким преступлениям, где виновность была несомненной. За 8 месяцев существования военно-полевых судов по их вердиктам было казнено 683 убийцы и грабителя. От рук революционеров за тот же срок погибло втрое больше людей, однако террор всё-таки стал заметно слабнуть.
Стойко противодействуя революционным преступлениям, Столыпин одновременно приступил и к реформам, прежде всего к аграрной. Крестьянам безвозмездно передали часть казённых и личных царских земель (9 млн. десятин), а 9 ноября 1906 была опубликована и главная мера – закон о праве крестьян выйти из общины. Это преобразование по своему благотворному значению мало уступало отмене крепостничества.
20 февраля 1907 собралась Вторая Дума. Столыпин выступил перед ней с широким планом реформ (введение строгой ответственности полицейских и госслужащих, пенсии и пособия, облегчение труда женщин и подростков, ненаказуемость экономических стачек, налоговая реформа в пользу бедных слоёв). Дума отвергла программу правительства. Не предлагая сама ничего равноценного, она требовала лишь «уничтожить самодержавие» и «отнять землю у помещиков» (что разрушило бы 130 тысяч культурных хозяйств). Не утверждённые думцами военно-полевые суды по закону через два месяца прекратили существование.
Столыпин всячески старался склонить Думу к сотрудничеству, однако это оказалось невозможным. Когда депутаты от социал-демократов были уличены в подготовке военного заговора, Вторая Дума тоже подверглась роспуску (3 июля 1907). Этот акт сопровождался не вполне законным изменением избирательных правил в пользу состоятельных слоёв – и получил поэтому название Третьеиюньского переворота. По сложившейся обстановке такой переворот был неизбежен и благотворен. Он открыл эпоху необычайно быстрого и успешного развития России.
В ноябре 1907 начала работу Третья Дума. Новый избирательный закон обеспечил ей гораздо более умеренный состав, и этот парламент стал сотрудничать с правительством. Столыпинская аграрная реформа увенчалась блестящим успехом. Крестьяне активно переходили к частному хозяйству, и его производительность далеко превышала общинную. Сбор ржи в 1894 году дал 2 миллиарда пудов, а в 1913 году – уже 4 миллиарда. Львиная доля его прироста была достигнута именно за «реформенные» годы. Своё сельское преобразование Столыпин продолжил организацией крестьянских переселений из Центральной России на свободные угодья Сибири и Дальнего Востока. Переселенцы получали за Уралом даром по 50 десятин земли и широчайшие казённые льготы при переезде. Число желающих ехать достигло, поэтому, огромных цифр. К войне 1914 оно превысило уже 4 миллиона, – столько же, сколько перебралось в Сибирь за 300 лет от Ермака. В азиатской части империи осваивались громадные пространства, строилось много новых железных дорог, на глазах росли города.
Портрет П. А. Столыпина. Художник И. Репин, 1910
Реформы Столыпина улучшили положение широких народных масс. Левая агитация быстро теряла опору среди них. Революция 1905-1907 утихла. «Третьеиюньский переворот» считается датой её окончания.
Во внешней политике Пётр Аркадьевич придерживался миролюбия, полагая: России нужно 10-20 лет спокойного развития, а после этого никакие внешние враги будут нам не страшны. В годы его правления завершилось (1907) складывание тройственной (русско-англо-французской) Антанты. При заключении союзного договора с Англией (1907) Россия добилась существенного расширения своих сфер влияния в Персии и Тибете. Антантой Столыпин пользовался для обороны, а не для наступления против двух германских монархий. Он предпочёл не идти на военный риск во время австрийской аннексии Боснии-Герцеговины (1908).
Деятельность Столыпина вызывала враждебность не только слева, но и справа – от сторонников неограниченного самодержавия и зубров консервативного дворянства. Столыпин был нужен им, пока успешно боролся с революцией. Но после её прекращения влиятельные фигуры царского двора стали делать подкопы под премьера, чья популярность казалась им опасной. Интриганы внушали царю, что Столыпина нужно отставить, ибо он затмевает самого монарха.
Продолжая свой демократический и русско-национальный курс, Пётр Аркадьевич в 1911 задумал ввести выборное земство в Западном крае (девять губерний от Ковенской до Киевской). Доселе оно оставалось там назначенным. Но существующие правила земских выборов давали преимущество богатым землевладельцам, которые в Западном крае почти поголовно были поляками. Польский элемент, составлявший в этих 9 губерниях всего 4% населения, мог получить полное преобладание над большинством из украинцев и белорусов. Чтобы не допустить этого, Столыпин решил установить здесь пониженный избирательный ценз. Третья Дума одобрила закон об этом, однако «правая» верхняя палата парламента (Госсовет) по враждебности к демократическому духу проекта отвергла его. Столыпин просил содействия у царя, но тот явно колебался. Пытаясь сломить сопротивление противников реформ, премьер добился демонстративного роспуска Госсовета на три дня, в течение которых и опубликовал закон о западном земстве. Но вместе с Госсоветом пришлось распускать и Думу. От этого в ней тоже усилилась оппозиция Столыпину.
Считая, что его скоро отправят в отставку, Пётр Аркадьевич опубликовал новую большую преобразовательную программу. Она касалась уже не социальных отношений, а государственной администрации. Эта программа Столыпина предусматривала учреждение ряда новых министерств, реформу земств со значительным расширением их прав, осуществление к 1922 всеобщего бесплатного начального образования, создание Академии для подготовки на высшие государственные должности. Столыпин затрагивал здесь даже международные вопросы, предлагая создать Международный Парламент для третейского разрешения мировых споров и Международный Банк с задачей помогать бедствующим нациям.
В конце августа 1911 Николай II и Столыпин прибыли на праздничные торжества в Киев. Генерал Курлов, который ведал во время них вопросами безопасности, пренебрегал охраной потерявшего поддержку царя премьера и почти не дал ему охраны. Накануне торжеств, молодой еврей Богров, сын одного из богатейших граждан Киева, сообщил жандармам лживые данные о том, что группа террористов якобы готовит покушение на Столыпина. Богров брался помочь полиции схватить преступников, но требовал, чтобы для этого ему дали билеты в главные места царских праздников. Курлов и его помощники – видный жандармский чин Спиридович и начальник киевской секретной агентуры Кулябко – беспечно выдали сомнительному информатору пропуск на торжества.
Вечером 1 сентября 1911 на спектакле в киевском театре Богров подошёл к Столыпину во время антракта и дважды выстрелил в него. От этих ранений премьер 5 сентября 1911 года скончался. Главным мотивом преступления было желание пресыщенного юнца-денди оставить о себе громкую память. Однако немалую роль играли также ненависть Богрова к Столыпину как «подавителю революции» и еврейско-националистические взгляды убийцы. Столыпин никогда не стеснял евреев и даже стоял за постепенное снятие всех ограничений с них. Но Богрову казалось, что оживление русского национального самосознания и подъём благосостояния крестьян от столыпинских преобразований невыгодны для целей еврейства.
Убийство Столыпина. Художник Диана Несыпова
5 сентября Пётр Аркадьевич скончался от ранений. Не понимавший масштаба личности и реформ Столыпина царь не изменил после покушения праздничной программы, не встретился с раненым в больнице и не остался на его похороны, отбыв на отдых в Крым.