Холопы – люди несвободного состояния, рабы в Древней Руси. Как у всех народов, у славян древнейшим первоначальным источником рабства был военный плен. Ещё в XII в. пленные вместе со скотом считались наиболее ценною добычею, и старания князей во время их войн между собою или с соседями постоянно направлялись к тому, чтобы «ополониться челядью (рабами) и скотом», «изъездить город и не оставить в нем ни челядина, ни скотины». Толпами пленных князья заселяли свои малолюдные земли, особенно окраины, и употребляли их для домашних и земледельческих работ.
В Русской Правде рабство является уже как вполне развитое учреждение. Здесь исчисляются прежде всего источники холопства полного или обельного: 1) купля; 2) женитьба на рабе без ряда, т. е. договора с её владельцем (впоследствии всегда существовало правило: «по рабе холоп, а по холопе раба»; – свободный человек, связывая себя с лицом, составлявшим собственность другого, сам становится собственностью последнего); 3) принятие должности тиуна или ключника без ряда, Кроме этих источников холопства, в Русской Правде упоминаются и другие: 4) рождение от рабыни; 5) неоплатный долг; 6) в некоторых случаях закуп, временно отдавший себя в работу за долг, делается холопом, именно, если он бежал от хозяина или совершил преступление, за которое хозяин обязан вознаградить истца; 7) плен, как сказано выше; 8) добровольная продажа себя в рабство, о которой в Русской Правде упоминается лишь в форме вступления в должности ключника или тиуна; летописи упоминают о случаях продажи детей родителями во время голода или нужды; 9) в договоре смоленского князя Мстислава Давыдовича с Ригою и Готландом (1229) говорится еще о том, что князь, если «разгневается на подвластного ему человека, может обратить его в холопство с женою и детьми или (по другому списку) «разграбить», т. е. отдать на поток и разграбление.
Юридическое положение холопа по Русской Правде рисуется в следующих чертах. Холоп считается не лицом, а вещью, частною собственностью наравне с прочим имуществом. Собственность холопа есть собственность господина; за действия холопа отвечает господин, кроме личной обиды холопом свободного человека, за которую обиженный мог, по уставу Ярослава, убить холопа, где бы его ни встретил. За немногими исключениями для княжеских и боярских тиунов, холоп не может быть свидетелем на суде, за убийство холопа или рабы виры нет, но в случае убийства «без вины «убийца платить господину урок да князю 12 гривен продажи (эта же пеня установлена в пользу князя за убийство лошади или скота). Сам господин, по-видимому, мог убить холопа, не подвергаясь никакой ответственности. Даже в конце XIV века, в Двинской грамоте великого князя Василия Дмитриевича (1399) постановлено, что господин, убивший холопа или рабу, не подлежит суду. Как простая вещь, холоп может быть уничтожен, украден, утаен. За «увод» (покражу) чужого холопа или рабы Русская Правда назначает также 12 гривен продажи (столько же за украденного бобра). Русская Правда устанавливает также пеню за помощь, оказанную беглому холопу.
Из духовных и договорных грамот князей XIV – XV вв. мы узнаем, что холопы разделялись на больших и меньших.К первым принадлежали ключники, посельские, старосты, тиуны, дьяки, казначеи, – дворовые люди, управлявшие делами князя (могли быть и не холопами); ко вторым – люди полные, купленные, грамотные (под которыми разумелись и дареные), приданые, доставшиеся за долг (в вине), кабальные. Некоторые из этих холопов сажались на оброк (оброчники),другие работали на господина (деловые люди, делюи).
Холопство перешло и в Московское государство. Судебник 1550 года обстоятельно формулирует источники холопства и вводит ограничения относительно холопства по тиунству и должности ключника. Запрещается холопу продавать своего свободного сына, рожденного до холопства; холоп, попавший в плен и спасшийся из него бегством, получает свободу. Дела о холопстве решаются наместниками, но не всеми и не в полном объеме: наместник с боярским судом имеет право выдавать только «полные и «докладные» грамоты, а «правые» и «беглые» не иначе, как «с доклада», т. е. передавая окончательное решение центральным учреждениям. Такая централизация дел о холопстве, вытекавшая из привилегированного положения бояр-вотчинников, изъятых в том или ином объеме от подсудности наместникам и волостелям, привела к созданию специального органа по делам о холопстве, Холопьего приказа, существовавшего и в XVII веке.
В XVI – XVII вв. государство стало ставить преграды добровольному переходу свободных людей в частное холопство, особенно людей, обязанных отбывать службу или тянуть податное тягло. Уложение 1649, прикрепляя всех людей к своему месту, грозит смертною казнью за «закладничество» – добровольное лишение себя свободы; уже и раньше, по законодательству XVI в. кабальная зависимость (временная) ограничивается. К концу XVII века холопы стали постепенно сливаться в одну массу с крепостными крестьянами, особенно когда начала сильно развиваться продажа тех отдельно от земли, придавшая крепостному праву характер личного рабства. Указы о первой ревизии 1718 и следующих годов окончательно смешали оба разряда сельских обывателей, обложив их одинаковою подушною податью и отдав тех и других под власть помещика, не лишая в то же время защиты государственных законов. С этого времени холопство окончательно слилось с крепостным правом.
Литература: Чичерин, «Холопы и крестьяне в России до XVI в.» («Опыты по истории русского права», М. 1858); Ключевский, «Подушная подать и отмена холопства» («Русская Мысль», 1886).