Граф Фёдор Григорьевич Орлов,родился 8 февраля 1741 года; в молодых летах вступил в службу, и в Семилетнюю войну во многих сражениях показал блистательную храбрость, врожденную членам его фамилии. В 1762 году он, вместе с братьями своими, Григорием и Алексеем, с особым усердием и преданностью содействовал вступлению императрицы Екатерины II на российский престол, и за то был награжден чином капитана лейб-гвардии Семеновского полка, а в день коронования пожалован камер-юнкером, графом и деревнями. Екатерина, заметив в нем светлый ум и неизменную готовность стать грудью за правое дело, готовила его к службе гражданской, как человека, в руках которого весы правосудия никогда не склонятся на сторону неправды. 20 августа 1763 г. Орлову было повелено «находиться беспрерывно в правительствующем сенате при текущих делах, и место иметь за генерал-прокурорским столом».Вскоре он был пожалован действительным камергером, в 1764 г. обер-прокурором сената (имея от роду только 23 года) и кавалером ордена Св. Александра Невского с сохранением чина капитана гвардии
Портрет Фёдора Григориевича Орлова. Художник Д. Левицкий, 1762-1785
Во время турецкой войны, в 1770 г., когда брат его Алексей Григорьевич, был назначен командовать отправленным в Средиземное море флотом, Фёдор Григорьевич, припомнив прежнюю бранную жизнь, им страстно любимую, отправился в греческий Архипелаг, где поступил в эскадру адмирала Спиридова. Крепость Корона была первым пунктом, который нужно было взять, чтобы успешно вести осаду приморских крепостей. Фёдор Григорьевич вышел на берег, атаковал Корону и, личным примером одушевляя своих подчиненных, скоро взял ее. Это было началом счастливых успехов русского флота, над турками. 24 июня русский и османский флоты сошлись близ Чесмы. Во время Чесменского боя Орлов вместе с Спиридовым были в авангарде; с кораблями «Европа» и «Евстафий»,первые вторглись в линию турецкого флота, и открыли бой. «Евстафий» сражаясь против трех линейных кораблей, сцепился с 90 пушечным кораблем капитана-паши. После отчаянной схватки, оба корабля загорелись. Спиридов и Орлов спасли экипаж, последними сошли с «Евстафия» и едва успели удалиться на ружейный выстрел, как турецкий и наш флагманы вместе взлетели на воздух. Орлова и Свиридова уже считали погибшими; весь флот был обрадован известием, что они избежали смерти со всем своим экипажем.
Чесменский бой. Картина И. К. Айвазовского, 1848
24 июля Орлов при острове Гидре сразился с восемнадцатью турецкими судами и обратил их в бегство. За такие блистательные подвиги он был пожаловав генерал-поручиком и орденом Св. Георгия второй степени; а по заключении мира с Портою, получил от императрицы похвальную грамоту и шпагу, осыпанную алмазами. Сверх того, память его увековечили в Царском Селе: на арке со ступенями из тесаного дикого камня поставлена колонна в пять сажен вышины, украшенная корабельными носами. В 1775 году Орлов вышел в отставку с чином полного генерала. Украшенный заслугами и славою, он добротою сердца, вежливостью и веселым характером очаровывал всех окружающих его. Скончался в Москве 17 мая 1796 года, на 56 году от рождения.