12 июня «Потёмкин», новейший и лучший броненосец Черноморского флота, вышел на стрельбы из Севастополя в сторону Одессы. У его офицеров уже были сведения о готовящемся на борту восстании. Перед стрельбами командир корабля Голиков списал на берег 40 матросов как неблагонадёжных, ещё 50 списались сами, не желая участвовать в ожидаемом мятеже.

14 июня, в море, группа зачинщиков бунта придралась к несвежести мяса, висевшего для проветривания на палубе. Многие матросы стали кричать, что не будут есть борщ с ним. Капитан Голиков пообещал отправить запечатанную миску с борщом на экспертизу в Севастополь. Ему почти удалось снять конфликт. Командиры предложили всем, кто согласен есть борщ, отойти к башне 12-дюймового орудия. Туда перешла практически вся команда кроме 20-25 человек. Старпом Гиляровский велел арестовать этих последних. Советская версия о том, что он приказал накрыть их брезентом и расстрелять – лжива.

В ответ на приказ об аресте унтер-офицер Вакуленчук стал громко призывать к бунту. Часть экипажа бросилась разбирать оружие. Вакуленчук первым убил лейтенанта Неупокоева, но затем сам был убит то ли Гиляровским, то ли караульными матросами. Поднялась стрельба. Во время неё было убито ещё 6 офицеров (в том числе Голиков с Гиляровским). От пуль собственных беспорядочно паливших товарищей погибли и четверо матросов. То ли двоих, то ли троих, то ли пятерых офицеров убил Афанасий Матюшенко, ставший главным вождём мятежа.

«Потёмкин» поднял красный флаг и 15 июня пришёл в гавань Одессы, где бушевали революционные волнения. Здесь на судно немедленно прибыли революционеры Бржезовский и Фельдман, которые принялись направлять бунт. Под их руководством были написаны прокламации к населению города и войскам: с призывом переходить на сторону восставших матросов, чтобы добиться Учредительного собрания и отмены черты еврейской оседлости. Революционеры склоняли матросов высадиться в городе и захватить его, но большинство команды пристало к бунту лишь поневоле и на это не решилось.

Под угрозой обстрела города с броненосца одесские власти разрешили торжественные похороны убитого Вакуленчука. Фельдман потом утверждал, что на них собралось 30 тысяч человек, но, по воспоминаниям видевшего процессию брата писателя Короленко, в ней участвовало лишь несколько десятков людей. После похорон потёмкинцы вступили в стычку с солдатским патрулём, и двое матросов были в ней убиты. В ответ «Потёмкин» выстрелил по Одессе тремя холостыми и двумя боевыми снарядами. Один из этих двух попал в чердак жилого дома, второй, пробив другой дом, упал неразорвавшимся на заводской территории. Жертв не было лишь по случайности. Прибытие «Потёмкина» разожгло революционную толпу, и она устроила грандиозный пожар в портовом пакгаузе, причинив ущерб на несколько миллионов рублей.

Бунт «Потёмкина» стал первым военным восстанием революции 1905 года. Ленин, узнав о нём в Женеве, отправил в Одессу большевика М. Васильева-Южина с приказом: склонить матросов броненосца к десанту, захватить Одессу и затем взбунтовать весь юг России. Васильев-Южин должен был осуществить эту грандиозную программу в одиночку, даже без денежных средств – и прислать за Лениным небольшое судно в Румынию, чтобы он приплыл на нём в Россию возглавить восстание. Однако большевицкий эмиссар опоздал к событиям.

17 июня к Одессе подошла черноморская эскадра из четырёх броненосцев, чтобы захватить «Потёмкин». Но он, пользуясь своим быстрым ходом, дважды прорезал строй эскадры и ушёл в море. При этом к нему присоединился ещё один броненосец – «Георгий Победоносец». Однако на следующий же день не пролившие крови своих офицеров матросы «Георгия» образумились, вернулись в Одессу и сдались властям.

Потёмкинцы пошли в румынскую Констанцу, однако там их соглашались принять лишь как военных дезертиров. На это мятежники не согласились. Среди них росла анархия. Без офицеров нижние чины плохо справлялись с управлением сложным кораблём. 22 июня «Потёмкин» приплыл в Феодосию, предъявив ультиматум: предоставить воду, уголь и еду – иначе город будет разрушен огнём из орудий. На корабль были привезены четыре живых быка, 200 пудов муки, 40 пудов хлеба, 40 пудов мяса, 30 пудов капусты, 30 вёдер вина, но дать уголь и воду феодосийские власти отказались. При попытке захватить их силой потёмкинцы были обстреляны сухопутными войсками, потеряв убитыми и ранеными шесть человек. Часть бунтовщиков требовала начать стрельбу по городу из пушек, однако среди них всё же возобладали «умеренные», решившие не делать этого и вновь уйти в Румынию.

24 июня при посредничестве большевика Христиана Раковского «Потёмкин» сдался в Констанце румынским властям. Разделив судовую кассу, моряки разбрелись по Европе. Броненосец был возвращён России.

Зачинщик мятежа, Афанасий Матюшенко, стал ездить по Европе, как знаменитость, встречался с Лениным и Горьким. Даже революционер Фельдман характеризовал Матюшенко как трусливого садиста, который раньше угождал офицером, потом стал убивать их без пощады, а в критические моменты мятежа паниковал чуть ли не больше всех. В конце концов Матюшенко вернулся в Россию как революционер, с грузом бомб, но был арестован в Николаеве и повешен осенью 1907.

Афанасий Матюшенко

Афанасий Матюшенко в Констанце

 

Несмотря на крайне непривлекательный моральный облик, Афанасий Матюшенко героизируется не только коммунистической пропагандой, но и современными украинскими националистами. Те утверждают, что «Панас» (как и Вакуленчук) зачитывался украинской литературой, любил играть на бандуре и поднял бунт против «московской империи» как патриот Украины.

Сцены расстрелов царскими войсками в Одессе, показанные в фильме Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин», – полностью выдуманные.

 

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.