В начале Второй Мировой войны Турция больше склонялась на сторону Германии, однако в феврале 1945 г. турки объявили той войну (хотя боевых действий не вели). Советский Союз не имел формальных оснований вступать в конфликт с Турцией, тем более что между двумя странами еще с 1925 г. существовал периодически продлевавшийся Договор о дружбе и нейтралитете. В последний раз он продлевался на 10 лет в 1935 г. – и должен был истечь 7 сентября 1945 г. 19 марта 1945 г., за 6 месяцев до окончания срока его действия, СССР, как то было предусмотрено в договоре, уведомил турецкое правительство о намерении не продлевать его.

На Потсдамской конференции Советский Союз потребовал для себя права обеспечивать безопасность проливов Босфор и Дарданеллы наряду с Турцией. Но эти требования СССР не были поддержаны США и Великобританией. Тогда СССР Союз попытался добиться от Анкары выгодного для себя режима безопасности проливов на двустороннем уровне. 7 августа 1946 г. турецкому правительству была направлена нота с предложением вступить в переговоры об изменении режима судоходства в Проливах и разрешить СССР создать там военную базу. Содержание ноты турки немедленно сообщили госсекретарю США Бирнсу.

Турецкий кризис

Территориальные претензии Грузинской ССР и Армянской ССР (официальные и неофициальные) к Турции в период начала Холодной войны в 1945-1953 гг.

 

В Вашингтоне советскую ноту восприняли серьезно. Американское руководство укоряло себя за «мягкость» к СССР во время иранского кризиса и стремилось на этот раз вести себя тверже. В США обсуждался вопрос о военном противодействии СССР, если он предпримет силовые акции против Турции. Весной – осенью 1946 г., на основе донесений о концентрации советских войск в Румынии, Болгарии и Советском Закавказье (по разным данным, в Румынии было расквартировано до 600 000 советских войск, а в Болгарии – до 235 000), в США и Великобритании считали войну СССР против Турции вполне возможной.

Однако американские представители из Турции и Москвы стали сообщать в Вашингтон, что Кремль, по-видимому, не имеет такого намерения. Кризиса в полном смысле этого слова не последовало. Московское правительство не стало настаивать на своих требованиях, возможно, учтя реакцию США и Британии на ноту о проливах. В октябре американская и британская разведки зафиксировали снижение советской активности у границ Турции. Однако официально СССР не отказывался от своих претензий к Анкаре до 30 мая 1953 г.

Руководство США вынесло из турецкой ситуации убеждение в необходимости баз в Восточном Средиземноморье и оказания помощи Турции для модернизации военного потенциала. Вашингтон уделял большое внимание поставкам нефти из стран Ближнего Востока, безопасность которых зависела от обстановки на Средиземном море. Греция и Турция, отделявшие это море от СССР, приобретали для Запада особое значение.

 

См. также статьи: Греческий кризис 1946, «Доктрина сдерживания» Кеннана, Доктрина Трумэна.