Михаил Гордеевич Дроздовский (1881-1919) – русский генерал-майор, один из виднейших белогвардейских военачальников периода начала Гражданской войны. Дроздовский родился в Киеве в дворянской семье. Его отец был генералом, участником обороны Севастополя в Крымскую войну. Семейные традиции определили дальнейший выбор Михаила – единственного сына генерала. В 1899 году он был выпущен из Киевского кадетского корпуса и поступил в Павловское военное училище, которое окончил «по первому разряду» (т. е. с отличем). Ещё в корпусе воспитатели отмечали выдающиеся способности мальчика, но при этом сетовали на его своенравный, непокорный характер и исключительную изобретательность в шалостях. Справиться со своим характером Дроздовскому было поначалу очень нелегко.

Михаил Гордеевич Дроздовский

Михаил Гордеевич Дроздовский

 

Из училища он вышел подпоручиком и был направлен в Лейб-гвардии Волынский полк. В 1904 выдержал экзамены в Николаевскую академию Генштаба. Однако когда началась Русско-японская война, поручик Дроздовский принял решение ехать на фронт, где сражался в составе 1 -го Сибирского корпуса 2-й Маньчжурской армии. За проявленное мужество он был удостоен ордена Св. Анны 4-й и Св. Станислава 3-й степени.

После войны Дроздовский продолжил образование. Через несколько лет он увлёкся бурно развивавшейся тогда авиацией и был командирован в Офицерскую школу авиации, в Севастополь.

В начале Первой мировой войны был назначен в оперативный отдел Управления генерал-квартирмейстера Северо-Западного фронта. Штабной работой Дроздовский тяготился, ждал участия в боевых действиях и весной 1915 наконец получил должность начальника штаба 60-й пехотной дивизии. Он постояннонаходился на передовой и вскоре был награждён Георгиевским оружием. В 1916 году Дроздовский получил звание полковника. Раненый вскоре в атаке, он был вынужден на время покинуть фронт. Вернувшись в начале 1917 года, Дроздовский стал исполняющим должность начальника штаба 15-й пехотной дивизии, а весной – командиром 60-го Замосцкого полка.

Однако командование в эти месяцы после Февральской революции было нелёгким испытанием. Падение дисциплины, ненадёжность частей, бегство их с позиций мучительно переживалось полковником Дроздовским как распад армии. Жёсткими мерами он пытался восстановить боеспособность своего полка.

 

Дроздовский марш

 

В конце декабря 1917 года в Яссах, на Румынском фронте, по инициативе Дроздовского началось формирование 1-й отдельной бригады русских добровольцев. Вопреки приказу штаба Румынского фронта о запрете подобных формирований, отряд в составе около тысячи человек под командованием Дроздовского выступил в феврале 1918 из Ясс на Дон для соединения с Добровольческой армией генерала Корнилова. Этот дальний поход по враждебным территориям, где бушевали большевицкие и анархистские мятежи, многие называли «безумием», однако Дроздовский сумел успешно провести его.

Нервный, худой, он был типом воина-аскета: не пил, не курил, не обращал внимания на блага жизни; всегда – от Ясс и до самой смерти – ходил в одном и том же поношенном френче, с потёртой Георгиевской ленточкой в петлице, из скромности не нося самого ордена. В пасхальную ночь с 4 на 5 мая 1918 года подошедший с запада отряд Дроздовского смелой атакой освободил от красных Ростов-на-Дону, к которому в то же время с юга подошла после Первого Кубанского похода Добровольческая армия, возглавленная после гибели Корнилова Деникиным. Дроздовский поступил под командование Деникина. При состоявшемся вскоре переформировании Добровольческой армии его отряд был переименован в 3-ю пехотную дивизию и участвовал во всех боях Второго Кубанского похода.

В октябре 1918 года под Ставрополем Дроздовский был ранен в ногу ружейной пулей. В госпитале Деникин произвёл его в генерал-майоры. Ранение было лёгким, и бойцы-дроздовцы ждали, что скоро их любимый командир вернётся к командованию. Но, промучившись два месяца от страшных болей, перенёся несколько операций, Дроздовский скончался от заражения крови в Ростовском госпитале. Ему не было тогда и сорока лет. Гроб с его прахом был вывезен из Екатеринодара при отступлении белых в марте 1920 года и переправлен в Севастополь, где снова тайно погребён. Место погребения было уничтожено в годы Второй мировой войны.