Еще в декабре 1917 основатель Белой армии генерал Алексеев поручил знаменитому эсеру Б. В. Савинкову, сотрудничавшему с ним на почве антибольшевицкой борьбы, войти в сношения с известными демократическими деятелями. Савинков выехал в Москву и, прибыв туда, образовал подпольную организацию «Союз защиты Родины и Свободы». Она была создан на широкой политической базе с программой из следующих пунктов: восстановление российской государственности, созыв Учредительного собрания – источника конституции и власти, борьба против немецких захватчиков, земля – народу.

Союз защиты Родины и Свободы

Основатель Союза защиты Родины и Свободы Борис Викторович Савинков

 

В Союз вошли несколько эсеров, во главе с самим Савинковым, довольно большая группа правых социал-демократов – плехановцев, во главе с доктором Григорьевым, несколько республиканцев, виднейшими из которых были латышский офицер полковник Бреде, бывший депутат Первого съезда Советов от армии Виленкин и, наконец, группа конституционных монархистов, признававших Учредительное собрание, во главе с полковником Перхуровым, будущим возглавителем Ярославского восстания. Несмотря на тяжелые условия подполья и частичные провалы (среди множества арестованных и расстрелянных большевиками был и Виленкин, отказавшийся сообщить на допросе в ЧК адрес подпольного штаба Союза), организация Савинкова выработала в июне 1918 план вооруженного выступления и начала перебрасывать своих членов в Рыбинск, Ярославль, Кострому, Муром – где было решено это выступление начать. По плану эти восстания на верхней Волге должны были создать крупный плацдарм для соединения с силами «Народной армии» Комуча и с западными союзниками, обещавшими поддержку для борьбы с немцами из Архангельска.

План удалось осуществить лишь частично. В Рыбинске, где во главе восстания стал лично Савинков, оно не удалось из-за провокации. Муром был захвачен, но восставшие вынуждены были отступить к Казани, занятой уже «Народной армией» и чехами. Ярославское восстание поднять удалось. Его открыли невооруженные группы молодежи, сумевшие ночью захватить склад вооружения. Выступление поддержал и влиятельный ярославский социал-демократ-плехановец, рабочий Савинов.

Полковник Перхуров без артиллерии и без достаточного вооружения, семнадцать дней держался в Ярославле, осажденном, главным образом интернациональными большевистскими частями, напрасно ожидая помощи от союзников из Архангельска. Восстание было подавлено с редким даже для большевиков зверством.

Главной слабостью, как Союза защиты Родины и Свободы, так и Добровольческой армии, была ставка на узкий, небольшой актив жертвенной молодежи и офицерства, при отсутствии широкой политической работы для привлечения народных масс. В то же время ярославский опыт, где организация Савинкова сблизилась с рабочими, и еще ярче – опыт восстания в Ижевске и Воткинске на Урале показывали, что борьба с большевиками имела все предпосылки для успеха.