2 (15) ноября 1917 года был создан первый фронт гражданской войны – Южный. Именно тогда в донскую столицу – Новочеркасск приехал генерал Михаил Васильевич Алексеев, положивший начало формированию из добровольцев, офицеров и юнкеров вооруженной силы (Алексеевской организации), превратившейся затем в белую Добровольческую армию. Протекало это формирование с большими трудностями.

Если выборный Атаман Войска Донского, генерал A. M. Каледин, был готов оказать генералу Алексееву полное содействие, то местное войсковое правительство, в состав которого были введены и представители неказачьего населения Дона (т. н. «иногородние»), настаивали на разоружении и роспуске добровольческих частей. Большим затруднением был недостаток вооружения и снабжения, не говоря уже о почти полном отсутствии денежных средств; также (возможно, главная трудность) – в Добровольческую армию поступали офицеры, юнкера, кадеты и другая учащаяся молодежь и почти не шли солдаты.

6 (19) декабря 1917 года приехавший в Новочеркасск после бегства из Быховской тюрьмы генерал Лавр Георгиевич Корнилов вступил в командование армией. Генерал Алексеев взял на себя гражданское управление территорией, которая могла быть занята Добровольческой армией, внешние сношения и финансы, а за генералом Калединым осталось управление областью Войска Донского. Численность армии постепенно выросла до 4 тысячи бойцов.

Корнилов, Неженцев

Генерал Л. Г. Корнилов с белыми офицерами в Новочеркасске. Слева от Корнилова – командир ударного полка М. О. Неженцев (павший потом в бою за день до гибели самого главнокомандующего). Конец 1918

 

На Дону положение создалось очень неблагоприятное, так как донское казачество воевать не хотело. Возвращающиеся с фронта полки сдавали оружие красным отрядам и расходились по станицам. На призыв своих выборных атаманов стать на защиту Дона не откликались ни казаки-фронтовики, ни старики. Видя это, генерал Каледин сложил с себя атаманские полномочия и 29 января (11 февраля) выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством.

 

 

В начале февраля, придя к убеждению в бесцельности дальнейшего пребывания армии на Дону, генерал Корнилов решил увести добровольцев на Кубань, где по слухам, в Екатеринодаре находилось большое число верных кубанских казаков, соединение с которыми должно было увеличить армию. Так начался (22 февраля 1918 – эта и все дальнейшие даты даны по новому стилю) легендарный 1-й Кубанский «Ледяной» поход.

 

Ледяной поход. Посвящается Героям Добровольческой Армии

 

Добровольческая армия образца 1-го Кубанского похода была, как назвал ее один военный историк, «военно-исторической загадкой». Любовь к Родине и вера в вождя двигали эту горсть плохо вооруженных людей на беспримерное в военной истории предприятие. Без надежды на помощь, без тыла, без снарядов Добровольческая армия, высоко подняв знамя Единой Великой России, пошла против заливавшей страну красной волны навстречу неизвестному будущему. Вряд ли за всю свою военную историю в России была когда-нибудь армия равная по героизму добровольцам Корнилова. Великие потрясения великой страны породили великую по духу горсть героев.

Медленно продвигаясь по Кубани, соединившись с кубанскими добровольцами Покровского (3 тыс.), доведя свою численность до 6 тыс. бойцов, армия подошла к Екатеринодару, но тот уже оказался занятым (с 14 марта) сильным отрядом красных (20 тыс. человек). 10 апреля начался штурм Екатеринодара, продолжавшийся три дня. На четвертый день ожесточенных боев, 13 апреля 1918 года генерал Корнилов был убит разорвавшейся в помещении его штаба гранатой.

Белым не удалось взят город, и сменивший Корнилова на посту командующего А. И. Деникин повёл Добровольческую армию обратно к границам Донской области.

См. далее в статье Антон Иванович Деникин в Гражданской войне.