Церковная литература эпохи Петра I выразилась в сочинении проповедей и богословских трактатов. И те, и другие произведения теперь носили боевой характер: слишком бурна была общественная и политическая жизнь России, – и потому даже церкви, реформированной Петром, пришлось высказываться по многим жгучим вопросам современности.

 

Проповедь. Из известных проповедников петровской эпохи особенно выдавались Стефан Яворский и Феофан Прокопович, затем Гавриил Бужинский и Симон Кохановский.

Стефан Яворский

Стефан Яворский

 

Стефан Яворский получил образование в Киевской академии, затем за границей в Познани. В 1700 г. за его проповедь (при погребении фельдмаршала Шеина) Петр приблизил его к себе, велел посвятить в митрополиты, поручил в управление Московскую академию; в 1702 г. он был сделан «местоблюстителем патриаршего престола», а в 1721 г. президентом Св. Синода. Яворский был красноречивым проповедником, но довольно узким церковником. Проповеди его носили схоластический характер, отличались искусственностью в духе Барановича и Голятовского.

Особенно ценны его проповеди, посвященные Петру и его деяниям. Он охотно и искренне восхвалял гений Петра, его груды на пользу родины, но он резко расходился с великим Преобразователем во взглядах на церковные реформы; осуждал он и отношение царя к церкви, к некоторым церковных обычаям и обрядам, осуждал и за покровительство, оказываемое им протестантам.

Всецело стоял на стороне Петра Феофан Прокопович: и военные, и гражданские, и церковные реформы Петра он поддерживал своим словом и делом.

Прокопович происходил из торгового сословия, родился в 1681 г., окончил прекрасно Киевскую академию. Чтобы пополнить свои знания, онсделался униатом, постригся в монахи и уехал в Рим, где три года был в миссионерской коллегии. Из Рима он вернулся ярым врагом католичества; он опять принял православие, постригся в монахи и сделался преподавателем в Киевской духовной академии: был учителем пиитики и риторики, философии и богословия; наконец, был ректором. К этому периоду его жизни относятся его главные литературные труды: в 1705 г. он написал трагикомедию «Владимир» и составил руководство по риторике.

Его теоретические труды и особенно проповеди, им сочиняемые, произвели переворот в истории русской проповеди; он нападал на католическую манеру проповедовать, – манеру, принятую и русскими проповедниками. Проповедников этого типа он называл «казнодеишками легкомысленными» и за образец предлагал всем брать Иоанна Златоуста. Как богослов, он был до некоторой степени, под влиянием протестантов, и самый метод изложения богословия заимствовал у них. Петр Великий встретил своего будущего помощника в 1709 г., когда в Киеве после полтавского сражения. Прокопович приветствовал его блестящей речью. В 1716 г. Феофан был вызван в Петербург; в 1718 г., по желанию императора, он был посвящен в сан епископа в 1724 г. он был сделан архиепископом новгородским.

Живя в Петербурге, он произносил проповеди, чаще всего политического содержания; в них он объяснял значение разных реформ Петра, кроме того, сочинял разные проекты. В 1721 году именно он, следуя указаниям Петра, составил «Духовный Регламент», – положение которым утверждались права и обязанности Св. Синода, заменившего у нас власть патриарха.

Своим широким образованием и светлым умом Прокопович выделялся среди своих современников, – оттого он пользовался среды одних уважением и любовью, – среди других – ненавистью. Кантемир и Татищев были его друзьями; немцы-академики относились к нему с уважением.

В своих проповедях Прокопович энергично отстаивал пользу отправления русских юношей за границу, доказывал необходимость флота для России, выяснял значение Синода, оправдывал Петра, осудившего сына на казнь, обличал суесвятство и ханжество; в проповеди на день рождения царевича Петра Петровича он сделал блестящую характеристику России дореформенной и петровской; потрясающей силой отличается то напутственное слово его, которым он проводил в могилу тело любимого монарха.

Его теоретические взгляды на проповедь изложены в «Наставлениях проповеднику».

 

Богословские сочинения. Стефан Яворский, обличая ересь Тверитинова, зараженного кальвинизмом, а также вообще опровергая протестантизм, составил обширный богословский трактат – «Камень веры православно-кафолической восточной церкви». Не желая обижать религию иноземцев, Петр не разрешил печатать это произведение, и оно появилось в печати только в 1728 году. Уже ранее между Яворским и Прокоповичем были крупные богословские недоразумения: первый тяготел к католичеству, – второй к протестантизму. Появление в печати «Камня веры» вызвало богословскую полемику, в которой приняли участие даже заграничные ученые. Прокоповичу приписывают остроумный анонимный разбор этой книги, под названием «Молоток на камень веры». На это сочинение было опять возражение.

Феофан Прокопович

Феофан Прокопович

 

Кроме того, Прокоповичу принадлежит большое сочинение: «Догматическое богословие», а также богословские сочинения, направленные против католичества и раскола.

Это обилие богословских сочинений, участие в полемике многих видных деятелей, задорный её тон, наконец, значение этой полемики, заинтересовавшей даже Западную Европу, – все говорит о том, что в петровской России интересы к вопросам религиозным были еще живы, но отличались характером более серьезным, чем в Московской Руси. Очевидно, эпоха великих петровских реформ даже по отношению к религии расширила умственный горизонт русских людей.