Политический распад Киевской Руси в XI – XII вв. повел к образованию нескольких – около десяти – отдельных земель или княжеств, это были княжества Киевское, Турово-Пинское, Полоцкое, Волынское и Галицкое к западу от Днепра; княжества Переяславское, Чернигово-Северское, Смоленское, Ростовско-Суздальское и Муромо-Рязанское к востоку от Днепра и земля Новгородская на севере. Окраинные земли скоро выделились в особые наследственные владения («отчины») отдельных ветвей княжеского рода, центральная же группа земель (Киевская, Волынская, Смоленская, Черниговская и Переяславская) составляли как бы общее владение всего княжеского рода, причем старший в роду князь должен был занимать старший стол – киевский, остальные же должны были размещаться по старшинству в городах более или менее значительных и богатых. В случае смерти великого князя киевского старший из оставшихся князей должен был занимать киевский престол, что должно было сопровождаться соответственным перемещением остальных князей из одной волости в другую, соответственно степени их старшинства.

Русь в XI веке. Карта

Русь в XI веке

 

Однако этот так называемый очередной порядок княжеского владения представлял собою больше теоретическую схему, чем политический факт, ибо с каждым новым поколением потомков Ярослава Мудрого родовые отношения становились все более сложными и запутанными, родственные чувства между различными ветвями княжеского рода исчезали, некоторые крупные области разделялись на несколько более мелких княжеств, и потому споры и столкновения между князьями и, наконец, открытая вооруженная борьба за волости стали хроническою болезнью Киевской Руси. (См. Княжеские усобицы на Руси XI-XII века.)

Борьба за киевский престол началась уже в первом поколении Ярославичей. В XII в. борьба эта продолжалась с возрастающим ожесточением, главным образом между двумя княжескими линиями: киевскими и переяславскими Мономаховичами – потомками Владимира Всеволодовича Мономаха – и черниговскими Ольговичами – потомками Олега Святославича.

После смерти Всеволода Ярославича киевский престол занял сын старшего Ярославича – Святополк Изяславич. Это был князь, лишенный талантов полководца и правителя и человек весьма невысокого нравственного уровня, не гнушавшийся обогащаться продажей соли населению по ростовщическим ценам. При нем продолжались нападения на Русь половцев и междоусобия князей-родственников, доходивших до такой жестокости, что один из князей обманом захватил и затем ослепил другого – своего родственника Василька.

В 1097 г. князья русские съехались в г. Любече (на Днепре) «на устроение мира»; они горько упрекали себя за то, что своими междоусобиями они губят Русскую землю и делают ее легкой добычей половцев, и, чтобы примирить взаимные территориальные притязания, они приняли за правило: «кождо да держит отчину свою», т. е. каждая из линий княжеского рода должна была в основном владеть тою областью, которая досталась ее отцу по Ярославову разделу.

Но постановление Любечского съезда не устранило и не предотвратило междоусобной борьбы князей, которая снова вспыхнула вскоре после съезда. В 1100 г. понадобился новый съезд князей, в Витичеве, для ликвидации вновь возникших конфликтов; начатом съезде «братия сотвориша мир межи собою» и произвели частичное перераспределение волостей, но существенного улучшения общего положения не принес и этот съезд. В 1103 г. на съезде в Долобске князья, по предложению Владимира Мономаха, согласились предпринять против половцев совместный поход, который окончился блестящей победой.

 

Эпоха раздробленности на Руси

 

После смерти нелюбимого Святополка Изяславича в Киеве вспыхнули народные волнения; толпа разграбила двор «тысяцкого» и еврейский квартал и угрожала погромом домам боярским и даже монастырям. Киевляне настойчиво звали к себе на княжение Владимира Мономаха (из Переяславля), хотя он был потомком младшей линии Ярославичей (его отец, Всеволод, был третьим сыном Ярослава). После некоторого колебания Владимир согласился и вступил в Киев; «кияне» встретили его «с честью великою», и «мятеж улегся».

Владимир ознаменовал свое княжение некоторыми мерами в области социального законодательства. Законом был установлен максимальный процент по займам, а также было запрещено обращение в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг у заимодавца. В общей политике Владимир стремился к образованию союза князей под главенством великого князя киевского для совместной защиты Русской земли от внешних врагов. При этом сильном и популярном князе затихли как народные волнения, так и междоусобия князей.

См. далее – Русь после Владимира Мономаха.