Победив в первые же дни Северной войны короля датского, шведский монарх Карл XII обратился на царя России. Озабоченный делами турецкими, Петр I позже своих союзников выступил в поход и с 35 тысячами регулярного войска явился под стенами пограничной со шведскими владениями Нарвы в то время, когда Карл, кончив дела в Дании, уже переплывал Балтийское море и спешил к берегам Лифляндии.
Северная война. Битва при Нарве
Петр надеялся овладеть Нарвой, прежде чем король подаст ей помощь, считая покорение этой крепости весьма важным в том смысле, что она могла служить опорой военных действий. Шведский комендант ее Горн не хотел сложить оружия и оборонялся с мужеством, русское же войско вело осаду так неискусно, что, невзирая на двухнедельный, почти непрерывный огонь, долженствовавший обратить ничтожный город в пепел, крепость не сдавалась. Не взяв силою, Петр думал покорить ее голодом и превратил осаду в блокаду, укрепив русский лагерь, раскинутый на пространстве 7 верст полукружием около Нарвы.
Но вскоре и сами осаждающие стали чувствовать недостаток в съестных припасах и военных снарядах. Для ускорения подвоза тех и других, для усиления армии новыми полками и для переговоров со своим союзником, польским королем Августом, о будущем плане военных действий Петр оставил свой лагерь, поручив главное начальство над войском австрийскому генералу, герцогу фон Круа, и отправился в Новгород, в том предположении, что еще успеет возвратиться до прибытия Карла, о котором не было верного известия.
Однако на другой же день, после его отъезда, король неожиданно явился перед русским лагерем с войском вдвое слабее числом, но вчетверо сильнее устройством и опытностью генералов. Предводимые самим королем, шведы, как львы, бросились на русские окопы, овладели лагерем без труда и произвели в нем всеобщее смятение. Главнокомандующий растерялся: вместо того, чтобы собрать войско, изумленное, но еще не кинувшее оружия, и вести его в битву, он созвал военный совет, где рассуждал, не лучше ли сдаться на капитуляцию? Между тем время было упущено: солдаты, не видя ни генералов, ни офицеров, искали спасения в бегстве.
Предложение герцога было принято военным советом, и вся русская армия положила оружие к стопам Карла, кроме двух гвардейских полков, которые отбились от неприятеля и переправились через Нарву. Более 170 орудий, столько же знамен, множество пленных, в том числе сам главнокомандующий со всеми генералами, и 7000 убитых были трофеями победы Карла.
По материалам работ выдающегося дореволюционного историка Н. Г. Устрялова.