ГЛАВА XII
Римская образованность
I. Зависимость римской культуры от греческой
305. Начало культурного влияния Греции на Рим
В эпоху падения республики и начала империи римская образованность достигла наивысшего своего развития. Сами римляне, в которых сильная и твердая воля преобладала над чисто умственным творчеством, не создали почти ничего оригинального в литературе и искусстве, в философии и науке. Во всем этом они только шли по путям, уже проложенным греками, были их учениками и подражателями и притом большею частью в своих произведениях не достигали совершенства своих образцов. Влияние греческой литературы на римскую стало обнаруживаться в конце III и начале II в. до Р. X. В это время жили первые римские писатели из италийских греков – Ливий Андроник, сочинявший драматические пьесы по греческим образцам и переводивший по‑латыни Одиссею; Невий, тоже сочинявший трагедии и комедии по греческим образцам, и Энний, автор поэмы «Анналы», рассказывавшей судьбы римского народа от царского периода до 181 г. до Р. X., как можно о том судить на основании дошедших до нас отрывков. Впрочем, все они (как и следовавшие за ними Пакувий и Аттий) были больше слепыми подражателями греческих образцов. Большую самостоятельность проявили в своих комедиях, писавшихся, однако, также в греческом стиле, умбриец Плавт (ум. в 184 г.) и Теренций (ум. в 154 г.), из которых особенно замечателен первый своими живыми изображениями разных типов римского общества. Греческое влияние в Риме возросло после завоевания Греции. В Риме появилась тогда масса греков в самых разнообразных профессиях – риторов и актеров, художников и философов и т. д.[1], да и у самих богатых римлян вошло в обычай ездить учиться в Афины, Александрию и Родос. Греческая культура продолжала оказывать свое влияние на римскую и после того, как римляне уже имели свою собственную литературу.
306. Греческая культура римской эпохи
Греция под римским владычеством продолжала быть наиболее образованною частью обширного государства римлян. (То же следует сказать и об Александрии). Правда, в греческой культуре уже не было прежнего полета творчества, но все‑таки она выдвинула нескольких замечательных писателей. После битвы при Пидне (168) в числе греческих заложников, взятых римлянами, был великий греческий историк Полибий, который прожил потом в Риме семнадцать лет, пользуясь дружбою Сципиона Африканского Младшего. Он первый задумал написать всеобщую историю, потому что, как сам он говорит, в его время дела Греции и Италии, Африки и Азии переплелись между собою и направились к одному общему результату. Этим результатом была для Полибия победа Рима, главным же предметом его исторического труда была эпоха Пунических войн. При Цезаре и Августе жили Диодор Сицилийский, написавший обширное обозрение всемирной истории, и Дионисий Галикарнасский, поставивший задачею своей «Римской археологии» доказать грекам благородство самого происхождения римлян. В более позднюю эпоху (уже в конце I и начале II в. по Р. X.) своими нравственными трактатами и сравнительными жизнеописаниями греческих и римских полководцев прославился греческий писатель Плутарх, который при помощи крайней идеализации своих героев и риторических украшений прославлял гражданские доблести старого времени. Еще более поздний историк Дион Кассий (в конце II и начале III в. по Р. X.) написал по‑гречески историю Рима от его основания до своего времени. Положительная наука продолжала разрабатываться в Александрии, а центрами собственно литературного образования были Афины и Родос. Когда Цезарь задумал свою календарную реформу, то это дело было исполнено по его поручению александрийским ученым Созигеном, который предложил к каждому четвертому году прибавлять лишний день, так как год в действительности заключает в себе не ровно 365 дней, а приблизительно 365 с четвертью. Равным образом в Греции продолжали существовать старые философские направления (особенно стоицизм и эпикуреизм), а в первые века по Р. X. в Александрии возникла особая философия, носившая уже на себе следы восточных влияний. Благодаря знакомству образованных римлян с греческим языком, почти все, что делалось в умственной жизни Греции, находило отзвук и в римском обществе.
[1] Многие из приезжих греков проявляли такую развращенность, что заслужили презрение римлян, выразившееся в кличке «греченок» (graeculus).