ГЛАВА XIII

 

Римская империя в первые три века

 

VI. Диоклетиано-константиновская реформа

 

336. Разделение империи при Диоклетиане

Утвердившись на престоле, Диоклетиан (285–305) взял себе в соправители своего друга и земляка Максимиана, который носил сначала титул «цезаря», потом «августа». Через несколько лет оба императора взяли себе по помощнику, причем сам Диоклетиан выбрал своим помощником Галерия, а Максимиан – Констанция Хлора, и оба они получили титул цезарей. Предполагалось, что «цезари» будут делаться впоследствии «августами» и сами выбирать своих помощников и преемников. Таким образом, государственная власть была разделена между четырьмя лицами ["тетрархия"], двумя главными императорами и двумя второстепенными. Каждый из них получил в управление известную часть государства[1]. Диоклетиан взял себе Восток, Максимиан получил Италию и Африку, Галерий – Иллирию и Грецию, Констанций Хлор – Галлию, Испанию и Британнию. В каждой части был свой правительственный центр, каковыми были Никомидия (в Малой Азии у Мраморного моря), Медиолан (теперь Милан), Сирмий (теперешняя Митровица на Саве), а в четвертой области – Эборак (Йорк) и Трир.

Тетрархия Диоклетиана

Карта раздела империи между тетрархами. В пояснении к ней Галерий ошибочно назван августом, а Диоклетиан – цезарем. Надо наоборот

Автор изображения – Hellerick

 

В этом разделении власти и областей как бы выразилось сознание невозможности одному лицу справиться с трудными задачами управления империей и защиты её границ. Каждый император должен был прежде всего заботиться о местных нуждах, и все четверо должны были входить между собою в соглашение относительно общих действий. С другой стороны, Диоклетиан хотел установить правильный порядок преемственности власти,но он ошибся, думая, что его система спасет империю от междоусобий. Пока он царствовал, система действовала, но впоследствии начались раздоры между товарищами по власти. Однако, необходимость деления империи явствовала из того, что и после Диоклетиана единодержавие восстановлялось только временно, а в конце IV в. империя и окончательно разделилась на две части.

 

337. Характер императорской власти после Диоклетиана

При Диоклетиане, через триста лет после Августа, императорская власть в Риме окончательно утратила свои первоначальный характер государственной должности, переданной императору сенатом и народом римским. Диоклетиан был врагом деспотизма армии, но он не захотел вернуться и к традиции первых двух веков империи, когда лучшие принцепсы искали опоры в сенате. По законному порядку, созданному Августом, император должен был делить власть с сенатом, и этого не делали лишь те из преемников Августа, которые видели свою единственную опору в войске. Диоклетиан, который даже лишил Рим значения столицы, окончательно отнял у сената его политическое значение, слив, между прочим, старую государственную казну (aerarium) с казною императора (fiscus) и уничтожив деление провинции на сенатские и императорские.

Диоклетиан

Голова Диоклетиана. Стамбульский археологический музей

 

Свою власть Диоклетиан стремился обосновать не на избрании сенатом и не на командовании армией, а, так сказать, на ней самой, т. е. придавал ей характер безусловной самостоятельности и независимости, какой она имела в древних монархиях Востока, где царской власти приписывалось значение чисто божественного происхождения. Таким образом, Диоклетиан был основателем в римском мире политической идеи абсолютизма. Он первый из римских императоров стал называть себя господином и смотреть на подданных, как на рабов, которые должны были становиться перед ним на колени, первый стал носить царскую диадему и окружил себя пышным придворным церемониалом, заимствованным с Востока.

 

338. Административная реформа Диоклетиана

До Диоклетиана Италия продолжала пользоваться привилегированным положением. Хотя в III в. права римского гражданства были распространены на провинции и в самой Италии установился проконсульский империй, тем не менее Италия продолжала пользоваться некоторыми преимуществами, между прочим, свободою от поземельного налога. Диоклетиан уравнял Италию с другими частями государства, включив и ее в новое административное деление. Вся империя была теперь разделена на 12 диоцезов с подразделением на 101 провинцию.

При этом Диоклетиан ввел еще очень важную реформу – отделение военной власти от гражданской. В римском государстве – и при республике, и при империи – правители областей соединяли в своих руках и военную команду, и заведование управлением и судом. Такое соединение оказалось опасным для самой центральной власти, и вот для того, чтобы ослабить областных правителей и поставить их в большую зависимость от императора, Диоклетиан начал назначать для командования войском особых лиц.

Само гражданское управление, сосредоточенное окончательно в руках чиновничества, Диоклетиан преобразовал в духе большего подчинения младших должностных лиц старшим, т. е. усовершенствовал, как говорится теперь, бюрократическую иерархию. Во главе управления двумя главными частями империи был поставлен особый префект претория (praefectus praetorio). В новой организации государства уже не было места ни для сената, ни для старых магистратур. Они продолжали существовать, но уже без всякого реального значения.

 

339. Завершение диоклетиановской реформы

Реформа Диоклетиана была завершена только одним из ближайших его преемников, Константином Великим (306–337). Он увеличил число префектов претория до четырех, поручив им заведование охраною порядка, правосудием и финансами и подчинив им все чиновничество. Эти наместники получали приказания непосредственно от императора и передавали их низшим должностным лицам. Кроме того, он организовал и центральное управление, учредив должности министров, заведовавших разными отраслями управления. При нем же были для высших чинов двора введены различные титулы: illustres, spectabiles и т. д. (вроде сиятельства, превосходительства и т. п.). [См. статью Реформы Константина Великого.]

Новые учреждения, которые принято называть диоклетиано‑константиновскими, с малыми изменениями удержались в империи на очень долгое время (особенно на Востоке).



[1] Деление Римской империи на четыре «префектуры» изображено на карте XIX.