Первобытная общественная и духовная культура

7. Догосударственный быт

Люди доисторических времен, как и современные дикари, жили небольшими обществами, или ордами с очень простым внутренним устройством. Государство с постоянным правительством и с расчленением общества на сословия или классы является в истории лишь в результате длинного предыдущего развития общественных отношений, причем самые ранние государства, конечно, не могли быть большими и иметь сложное устройство. Образованию государства предшествовал родовой и племенной быт, следы которого долго сохранялись и после того, как из отдельных родов и племен складывалось какое-либо государство. Родом называется совокупность нескольких семейств, связанных между собою общностью происхождения (действительною или мнимою) и подчиняющихся власти одного и того же старейшины. Такие роды, существовавшие независимо друг от друга, с течением времени для взаимной защиты или для общих предприятий сливались в более обширные союзы – племена, представлявшие собою уже переход к государствам, которые сами сначала были только соединениями нескольких маленьких племенных союзов. Это соединение людей в государства происходило или мирным путем соседского сожительства, или, наоборот, путем завоевания, подчинения одних союзов другими. Завоеватели обыкновенно порабощали завоеванных и делались господствующим сословием по отношению к покоренному населению. Военнопленные при этом обыкновенно лишались личной свободы и становились рабами. (Самые дикие народы съедали пленников). Независимо от этого и иным путем возникали в обществе различия классов. В родовом быту не существовало частной собственности на землю. Каждый род сообща владел землею, на которой пас свои стада или вел свое полевое хозяйство. С развитием земледелия и выделением из рода правильной семьи[1] земля стала распределяться между отдельными семействами, за которыми потом и закреплялась. Так как одни семейства богатели и приобретали чужие участки, а другие беднели и теряли свои земли, то и этим путем создавалось неравенство состояний, и возникали классы крупных и мелких землевладельцев, или даже безземельных людей. Наконец, с усложнением общественного быта совершалось разделение занятий, и в одном и том же обществе можно было встретить людей, которые различались между собою по роду занятий, откуда произошли такие общественные состояния, как земледельцев и ремесленников, купцов и воинов и т. п. Древнейшие государства, какие известны истории, являются уже расчлененными на разные общественные классы, так что возникновение этих классов относится еще к доисторическому времени. В числе очень ранних профессий мы встречаем также волхвов и жрецов, которым приписывалось особое знание и умение действовать на враждебные или благожелательные человеку сверхъестественные силы.

 

8. Развитие религиозных представлений

Религиозные верования дикаря, стоящего на самой низкой ступени развития, очень грубы. Самую раннюю форму религии представляет собою фетишизм, как называют слепое поклонение предметам видимого мира, не только, напр., солнцу или дающим дождь облакам, но и предметам ближайшей земной обстановки, реке, огню, скале, животному или дереву, даже какому-нибудь камню и т. п., принимавшемуся за жилище духа. Дикарь одухотворял всю природу, везде предполагая присутствие сознательной воли, действиями которой и объяснял себе все видимые в мире движения. Свою собственную душу дикарь считал существом материальным и думал, что душа по смерти ведет такую же жизнь, какую вела на земле, т.е. нуждается в пище и питье и может вмешиваться в дела живых. Эта стадия религиозного сознания называется также анимизмом, так как в ней главная роль принадлежит вере в духов[2], боязни их, стремлению сделать их безвредными, добиться их помощи. Анимистические и фетишистические представления не исчезали совершенно и тогда, когда религиозное сознание народа переходило на более высокую ступень политеизма, т.е. многобожия. На этой ступени люди уже не поклонялись непосредственно предметам видимого мира, но верили в существование особых высших существ, управляющих явлениями природы и стоящих над ними. Древнейшие исторические периоды относятся уже к политеистической эпохе, но и в ней можно различать разные стадии. Некоторых своих богов политеисты представляли себе в зверообразном виде (зооморфизм), и только с успехами умственного и нравственного развития боги древних народов принимали человеческий образ (антропоморфизм). Чем выше стоял народ в культурном отношении, тем возвышеннее делались его религиозные воззрения. Самые ранние мифы, т.е. рассказы о богах, заключающие в себе наивные объяснения явлений природы, имеют часто очень грубое содержание, которое все более и более очищается по мере большего духовного развития народа. Мало-помалу боги утрачивают свое исключительно физическое значение высших существ, заправляющих разными явлениями природы, и приобретают значение основателей государства, первых его законодателей, наставников людей в знаниях и искусствах, покровителей разных сторон частной и общественной жизни, например, храбрости или мудрости, земледелия или торговли. На высших ступенях политеистического развития обнаруживаются и первые зачатки единобожия (монотеизма), когда, напр., высказывается мысль, что отдельные боги суть только разные имена одного и того же Высшего Существа. Как ни несовершенны были разные языческие религии, которые только вообще известны истории, они имели громадное значение в развитии человечества. Общий культ (т.е. поклонение богам) сближал между собою людей и создавал в них чувство принадлежности к одному народу. С другой стороны, вера в то, что боги карают дурные дела, в известной мере сдерживала грубые инстинкты человека и была таким образом одним из важных орудий нравственного воспитания. Наконец, впервые размышления о божественном отрывали мысль человека от повседневных забот и зарождали в ней интерес к отвлеченному знанию, из которого позднее вышли философия и наука. Самые ранние известные нам цивилизации проникнуты религиозностью. И культ, и нравственность, и представления о мире, сначала грубые, с течением времени все более и более очищались: исчезали, например, человеческие жертвоприношения, возникшие в эпоху людоедства; недостойным мифам о богах старались придать иносказательный смысл и т. п. В выработке лучших религиозных верований немаловажное значение принадлежало жрецам, хотя они же, с другой стороны, Опутывали мысль человека своими ложными знаниями, а его жизнь – разными предписаниями, часто не имевшими никакого нравственного значения. В связи с религией развилось и искусство. Первыми скульптурными изображениями были идолы богов, первыми памятниками архитектуры – храмы и погребальные сооружения.

 

9. Развитие письменности

Уже в каменном веке люди делали первые попытки рисовать разные интересовавшие их предметы, и это было не только началом их живописи, но и началом письменности. Самое раннее письмо было идеографическим, т.е. начертывались не звуки слов, а изображения предметов, а так как подобным образом нельзя было передавать отвлеченные понятия, то для последних придумывались условные знаки, бравшиеся сначала из того же идеографического письма (символическое письмо). С течением времени вообще маленькое изображение предмета упрощалось в знак, который только его напоминал. Дальнейший шаг на пути развития письменности заключался в том, что стали посредством таких знаков изображать звуки слов. Сначала это делалось так, как в наших ребусах: изображение предмета должно было обозначать собою составную часть слова, какой-нибудь его слог, и тогда возник силлабический (т.е. слоговой) способ письменности. Разложение слогов на отдельные звуки привело к изображению особыми знаками уже не целых слогов, а их составных частей, и изобретение азбучного письма завершило собою развитие искусства записывать события, мысли и т. п. Материал для записей употреблялся весьма различный, но только прочный материал (как то камень, глина, обработанная в кирпичи, некоторые металлы) оказался способным сохранить до нашего времени древнейшие записи людей.



[1] Современной индивидуальной семье, состоящей из отца, матери и детей, предшествовала патриархальная семья, состоявшая из нескольких супружеств (братьев, детей и племянников и т. п.) под управлением одного домовладыки. Равным образом моногамической (единобрачной) семье предшествовало у некоторых народов многоженство (полигамия), особенно распространенная на древнем востоке. Есть следы существования материнской семьи (матриархат), когда центром семьи была мать. В первобытную эпоху жизни ордами прочной семьи не могло существовать.

[2] Дух по-латыни - animus.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.