III. Ассирия и Вавилон

26. Природа Месопотамии

Область Тигра и Евфрата[1], лишь северная часть которой, собственно говоря, называлась Месопотамией (Междуречьем), представляла много черт, общих с Египтом, и только превосходила последний своими размерами. Это была огромная равнина, ограниченная с севера горным хребтом Тавром, с запада пустынями Сирии и Аравии, с востока Иранским плоскогорьем, с юга Персидским заливом. В древности Тигр и Евфрат не сливались перед впадением в море в одну реку, как теперь, а каждая из них имела свое устье, образуя вместе обширную дельту. Обе реки, подобно Нилу, периодически разливаются, когда в горах начинается таяние снега. Это разлитие Тигра и Евфрата происходит в апреле, и лишь в июне обе реки снова входят в свои берега. Почва, тоже наносного происхождения, была особенно плодородна в южной части страны, которая носила название Вавилонии, и рядом с которой находилось другое Междуречье (между Тигром и его притоком Хоаспом) – Элам. Это был настоящий «сад Азии», где пшеница и ячмень давали урожай в 200 и даже триста зерен на одно посеянное зерно, а большие пальмовые рощи снабжали жителей разными продуктами – вплоть до корма для скота на то время, когда вследствие засухи на пастбищах совсем исчезала трава.

27. История Ассирии и Вавилонии

В области Тигра и Евфрата историческая жизнь зародилась очень рано. Первоначальным центром культуры была южная часть страны, Халдея, где жил в глубокой древности народ, как полагают, желтой расы (туранской ветви), называвшие себя аккадцами. Этот народ уже знал обработку металлов и имел письмена, когда в страну пришли семитические завоеватели, смешавшиеся потом с туземным населением и усвоившие его культуру. Здесь не было сначала одного государства, и страна долго оставалась разделенною между мелкими царями, под властью которых были отдельные города; в числе последних был Бабилу, позднейший Вавилон, давший впоследствии имя всей стране. Из Халдеи мало-помалу культура распространилась к семитам, занявшим среднее течение обеих рек или так называемую Ассирию. Здесь также было несколько отдельных государств, между которыми был город Ниневия. Египетские фараоны XVIII династии завоевали Ассирию и наложили на нее дань, что не мешало самим ассирийцам подчинять себе соседние страны, на севере Армению, на юге мелкие государства Халдеи. В XIII в. до Р. X. Ассирия является уже одним большим завоевательным царством, которое в течение шести столетий вело войны со своими соседями и покоряло их земли, жесточайшим образом усмиряя восстания побежденных. О завоеваниях ассирийских царей мы знаем из Библии, так как в числе народов, с которыми они вели войны, были и евреи, но и сами эти цари оставили о своих подвигах и походах надписи, в которых хвастаются тем, что избивали и уводили в плен целые населения, сжигали и разрушали города, опустошали поля. При Саргоне, сделавшемся царем в 722 г., Ассирийская держава включала в свои пределы всю Переднюю Азию от Каспийского моря до Персидского залива и от Средиземного моря до Иранского плоскогорья, так что под властью ассирийского царя соединилось несколько народов. Население Сирии искало против поработителей помощи у Египта, но ассирийские завоеватели подчинили себе и эту страну. Так как, однако, ассирийцев всюду ненавидели, то могущество их не могло быть прочным. В 606 г. подвластные народы (вавилоняне и мидяне) напали на Ассирию и разрушили Ниневию, угнав почти все население страны в рабство. После этого преобладание в Передней Азии перешло к Халдее, или царству Вавилонскому, особенно в правление знаменитого Навуходоносора (605 – 562), при котором Вавилон сделался громадным и великолепным городом, удивлявшим современников, более славным, чем Мемфис и Фивы. (Его описание оставлено греческим историком Геродотом). Вскоре после Навуходоносора, при его преемнике Набониде или Валтасаре Вавилон был завоеван персами (538).

 

История Древнего мира: Ассирия

 

28. Ассиро-вавилонская культура

Первоначальная халдейская культура, усвоенная ассирийцами, была распространена ими у многих народов. Уже аккадцы имели особую систему письма, известную под названием клинообразной (или клинописи), потому что отдельные её знаки состояли из горизонтальных, вертикальных и наклонных клиньев, иногда стоявших рядом, иногда пересекавших один другой. Клинопись тоже развивалась из подобия иероглифов в буквенное письмо, а через ассирийцев была усвоена и соседними народами – армянами, мидянами и персами. В XIX в. было найдено и разобрано много клинообразных надписей, дающих нам понятие об ассиро‑вавилонской культуре. В Халдее, где не было камня и приходилось возводить постройки из кирпича, писали обыкновенно на глиняных или кирпичных плитках, на которых и выдавливались клинообразные знаки. До нас дошла часть громадных архива и библиотеки, которые собрал ассирийский царь Ашшурбанапал (один из последних), и которые состояли из официальных документов и разнообразных произведений ассирийской и вавилонской письменности. Развалины Ниневии и Вавилона и произведенные там раскопки тоже дают науке материал для суждения о культуре обоих народов. У деревни Хорсабад в середине XIX в. были открыты развалины Ниневии, между прочим стены, покрытые рельефными изображениями и надписями. Ассирийские цари строили себе громадные дворцы и покрывали их стены изображениями войн, охоты, торжественных приемов и т. п. сцен. Аналогичные находки были сделаны и в других местах Месопотамии. К сожалению, от Вавилона остались главным образом лишь груды мусора, среди которого находят особенно много кирпичей с вытесненным на них именем «Набукудурутсура» (Навуходоносора). Земледелие и разного рода ремесла процветали в Месопотамии, как и в Египте.

29. Ассиро‑вавилонская религия

Религия древнейших обитателей Халдеи сводилась к вере в духов, соединенной с искусством их заклинания, т.е. к демонологии и магии. Семиты принесли с собою собственных верования уже политеистического характера, но усвоили и верования туземцев. Главными их божествами были Бел, бог солнца, и Иштар, богиня земного плодородия. Кроме того, они поклонялись пяти планетам, носившим имена богов. Халдейские жрецы в Вавилоне составляли весьма влиятельную корпорацию ученых, которые между прочим занимались предсказыванием будущего по звездам (астрология). Они выработали свое собственное объяснение происхождения мира (космогонию), и замечательно, что у них было предание о всемирном потопе, сильно напоминающее рассказ Библии. У халдеев существовала вера и в верховное божество Илу, в честь которого, однако, не воздвигалось храмов. Ассирийцы с своей стороны, поклонялись, как своему национальному богу‑покровителю, Ассуру. Их цари-завоеватели называли себя его слугами и требовали, чтобы покоренные приносили ему жертву. Такого нравственного характера, каким отличается египетская религия, ассиро‑вавилонская не имела; напротив, в ней было много грубого и жестокого.

[Подробнее - см. в отдельной статье Религия Древней Месопотамии.]



[1]Месопотамия – область между средними течениями обеих рек в месте наиболее отдаленного их расстояния одной от другой. Вавилон и Ниневия лежали вне этой области.

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.